Меню
Меню

«Яндекс»

Многопрофильная технологическая компания, крупнейший поисковый сервис и ведущий участник рынка онлайн-заказа такси в России
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

«Яндекс» — многопрофильная технологическая компания, создающая интеллектуальные продукты и услуги на основе машинного обучения. Является крупнейшим поисковым сервисом и ведущим участником рынка онлайн-заказа такси в России. Кроме того, компания предоставляет десятки других сервисов: интернет-реклама, e-commerce, онлайн-объявления, медиа, образование и др.

Имеет представительства и офисы в девяти странах мира. В России зарегистрирована как ООО «Яндекс», но 100% капитала компании принадлежат зарегистрированному в Нидерландах акционерному обществу Yandex N.V. 

Фото с официального сайта компании

У «Яндекса» шесть направлений бизнеса, включающих более 70 сервисов. Большую часть выручки компания получает за счёт интернет-рекламы.

Структура выручки «Яндекс» в разбивке по сегментам в 2018 году, %

Рассмотрим подробнее основные сегменты бизнеса компании.

Поиск и портал

Поисковый сервис «Яндекса» в 2018 году генерировал 56,3% всего трафика в России по данным «Яндекс.Радар».

Компания предоставляет услуги в России, Беларуси, Казахстане и Турции. Ранее все сервисы «Яндекса» также работали на Украине, однако в мае 2017 года правительство этой страны ввело санкции против компании, заблокировав её работу.

«Яндекс» показывает рекламные объявления в своей поисковой системе во время выдачи поисковых запросов, на собственных веб-страницах, а также на тысячах сторонних веб-сайтов, составляющих рекламную сеть компании. 

Выручка сегмента «Поиск и портал», млн руб. 

Кроме поискового, в данный сегмент входят ещё несколько сервисов.

  • «Яндекс.Почта» — один из крупнейших в России почтовых сервисов.

  • «Яндекс.Новости» — крупнейший русскоязычный агрегатор новостей.

  • «Яндекс.Директ» — платформа для размещения рекламы на основе аукциона.

  • «Яндекс.Погода» — сервис, предоставляющий пользователям данные о погоде в России и мире

  • «Яндекс.Путешествия» — сервис, позволяющий осуществлять поиск и покупку авиа
    и ж/д билетов.

  • «Алиса» — виртуальный голосовой помощник.

  • «Яндекс Браузер» — один из самых популярных браузеров на российском рынке. Занимает первое место в России по использованию на мобильных устройствах и второе место по использованию на стационарных компьютерах.

  • «Яндекс.Деньги» — третий по популярности в России сервис электронных платежей. На 75% принадлежит «Сбербанку» и на 25% — «Яндексу».

И многие другие. Именно этот сегмент принёс компании около 78% выручки в 2018 году.

Фото с официального сайта компании

Такси

«Яндекс.Такси» — это сервис онлайн-заказа такси. По итогам 2018 года «Яндекс.Такси» оказывает услуги в 18 странах и более чем в 300 городах. Заказ может осуществляться через приложение, сайт или по телефону.

В июле 2017 года между «Яндексом» и Uber было подписано соглашение об объединении бизнеса онлайн-заказа такси в России, Беларуси, Грузии, Армении и Казахстане. 53,9% акций в новом предприятии принадлежат «Яндексу».

Фото с официального сайта компании

Выручка сегмента «Такси», млн руб. 

Также в данный сегмент входит отдел, разрабатывающий направление беспилотных автомобилей.

Доставка еды

«Яндекс.Еда» — сервис быстрой доставки еды. По итогам 2018 года работал в десяти городах России и сотрудничал более чем с восемью тысячами ресторанов, обрабатывал более миллиона заказов в месяц. 

E commerce

В данном направлении компания учувствует в трёх основных проектах совместно с ПАО «Сбербанк».

  • «Яндекс.Маркет» — пользовательский сервис, позволяющий выбирать и покупать товары у различных продавцов путём сравнения их характеристик, цен, отзывов, рейтингов и пр. С сервисом «Яндекс.Маркет» сотрудничают около 20 тыс. магазинов.

  • «Беру» — торговая онлайн-площадка, официально запущенная «Яндексом» и «Сбербанком» в 2018 году, где покупатели могут выбирать из более чем 100 тыс. товаров в 23 категориях (бытовая техника, электроника, детские товары, здоровье, товары для животных и пр.).

  • Bringly — онлайн-платформа, которая позволяет заказывать товары в Россию из Китая, Израиля, Турции и др.

Объявления

  • «Яндекс.Авто» — платформа для автомобилистов, объединяющая ряд сервисов «Яндекса» («Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Погода»), запущенная в 2017 году. Платформа имеет единый интерфейс и голосовое управление, а также умеет идентифицировать водителей и устанавливать их персональные настройки на разные автомобили.

  • «Яндекс.Недвижимость» — один из крупнейших в России сервисов онлайн-объявлений об аренде и продаже недвижимости.

  • «Яндекс.Работа» — сервис, позволяющий искать объявления о вакансиях на крупнейших рекрутинговых сайтах России и СНГ.

Медиасервисы

  • «КиноПоиск» — крупнейший русскоязычный интернет-сервис, посвящённый кино. С 2018 года на базе сервиса также был запущен онлайн-кинотеатр, база которого насчитывает несколько тысяч фильмов, мультфильмов и сериалов.

  • «Яндекс.Музыка» — сервис, позволяющий прослушивать музыкальные треки. В базе сервиса более 40 млн композиций, а количество пользователей с платной подпиской превысило два миллиона человек.

  • «Яндекс.Афиша» — один из крупнейших в России сервис по продаже билетов на различные развлекательные мероприятия (кино, театры, выставки и пр.). «Яндекс.Эфир» — видеосервис, предоставляющий возможность онлайн-просмотра трансляций каналов центрального телевидения и собственных каналов «Яндекса».

  • «Яндекс.Плюс» — клиентский сервис, позволяющий осуществить единую подписку на все сервисы «Яндекса».

Эксперименты

  • «Яндекс.Дзен» — платформа, позволяющая авторам создавать контент и монетизировать его, а читателям — формировать собственную ленту благодаря умному алгоритму, учитывающему интересы пользователя. В марте 2019 года ресурс посетили более 43 млн человек.

  • «Яндекс.Драйв» — российский каршеринговый сервис. На август 2019 года автопарк компании насчитывал около 11,5 тыс. автомобилей. Каршеринг является крупнейшим по числу машин в России, вторым в Европе и третьим в мире.

  • «Яндекс.Облако» — платформа, позволяющая хранить данные и управлять ими прямо из облака.

  • «Яндекс.Здоровье» — сервис, позволяющий пользователям получать онлайн-консультации квалифицированных врачей, находясь в любой точке мира.
Структура акционерного капитала компании на 08.03.2019, %

Крупнейшим акционером компании является её сооснователь Аркадий Волож, ему принадлежит доля в 48,4% компании. Ещё 6,4% принадлежат одному из старейших сотрудников компании Владимиру Иванову. Доля в 2,8% акций принадлежит инвестиционному фонду OppenheimerFunds Inc, который в мае 2019 года был приобретён американским инвестиционным фондом Invesco Ltd. 2,4% акций находятся во владении инвестиционного фонда Harding Loevner LP. Ещё 2,2% акций принадлежат американской управляющей компании Wellington Management Group. Прочим акционерам принадлежат 37,9% акций компании. 

Финансовые показатели

Динамика активов 

Активы компании имеют растущую динамику, при этом наибольший рост пришёлся на 2018 год, когда показатели практически удвоились.

Капитал и обязательства 

Основной рост активов происходил преимущественно за счёт роста капитала, а размер обязательств по итогам 2018 года оказался на минимальных значениях за последние пять лет. 

Выручка, млн руб.

Выручка также имеет ярко выраженную растущую динамику. При этом наибольший рост пришёлся на последний год, преимущественно благодаря сегменту «Такси», выручка которого по итогам года выросла сразу на 293%, и рекламным доходам, которые выросли на 22% за год.

Чистая прибыль и операционная прибыль

Операционная прибыль последние годы стагнировала, однако по итогам 2018 года показала заметный рост, но наибольшую положительную динамику в 2018 году продемонстрировал показатель чистой прибыли, прибавив год к году сразу 146%.

Денежный поток

Денежный поток в целом имеет растущую динамику.

История дивидендных выплат 

«Яндекс» ни разу не выплачивал дивиденды своим акционерам, предпочитая вкладывать деньги в развитие бизнеса. По словам топ-менеджеров, выплачивать дивиденды в ближайшие годы компания также не планирует. Однако летом 2018 года было объявлено о программе обратного выкупа акций на 100 млн долл., позже эту цифру увеличили до 150 млн. За 2018 год были выкуплены около 4,8 млн акций. Ранее обратный выкуп акций компания объявляла в 2013 и 2014 годах, выкупив тогда около 15,9 млн акций на сумму почти 500 млн долл. 

Основные риски для миноритарных акционеров

Ситуация на рынке высоких технологий и переоценённость сектора на фондовых рынках.

Экономическая и политическая ситуация в России. 

Стратегические ошибки топ-менеджмента компании при определении приоритетных направлений развития и новых точек роста.

Усиление контроля и ужесточение действующего законодательства в сфере регулирования интернета.

Рост конкуренции со стороны мировых технологических гигантов и российских IT-компаний.

Санкции и ограничения со стороны западных партнёров.

Ошибки и сбои в работе ведущих IT-проектов компании.