Меню
Меню

«Выборгский судостроительный завод» 

Предприятие с более чем семидесятилетней историей
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

ПАО «ВСЗ» — российская судостроительная компания, чьи активы расположены в Выборге. Предприятие занимается производством судов и других плавучих средств. Судостроительный завод имеет более чем семидесятилетнюю историю и выпустил за это время более 250 различных судов. Производственные мощности предприятия позволяют также проводить судоремонтные работы и изготавливать металлоконструкции для различных целей. 

Источник: официальный сайт компании

Входит в структуру АО «ОСК», которое является крупнейшим в России судостроительным объединением. 

Положение в отрасли

Судостроение является одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году Правительством РФ была разработана стратегия развития данной отрасли до 2035 года, которая включает рост экспорта российских судов на международный рынок.

В России функционируют около 170 судостроительных предприятий, преимущественно они расположены в Ленинградской, Архангельской, Нижегородской и Калининградской областях.

Около 70% государственных заказов в настоящее время приходится на военно-промышленный комплекс.

По итогам 2019 года были построены 58 гражданских судов тоннажем более 50 тонн (в 2018 году — 81 судно). При этом на гражданские пришлось около 64% всех построенных судов.

Количество построенных гражданских судов тоннажем более 50 тонн, шт.

Источник: база данных INFOLine

ПАО «ВСЗ» работает преимущественно в сфере гражданского судостроения и занимается строительством ледоколов и рыбопромысловых судов, являясь крупным участником рынка в Северо-Западном федеральном округе.

Обзор деятельности ПАО «ВСЗ»

Производственные мощности предприятия находятся в Выборге Ленинградской области. Производственная площадка завода занимает 82,5 тыс. м2, а акватория ещё 1,25 тыс. м2. Территория примыкает к Выборгскому морскому порту, что позволят получать морские грузы.

Основной сферой деятельности является кораблестроение. Производственные мощности позволяют осуществлять весь спектр услуг — от обработки металла и изготовления требуемого набора деталей до испытания судов и передачи готового заказа покупателю, а также проведение сервисных и судоремонтных работ.

Цеха предприятия разбиты на блоки в зависимости от вида работ.

Первичная обработка металла. Автоматическая линия позволяет производить очистку и грунтовку металлических листов и профилей длинной до 12 000 мм и высотой до 500 мм. Максимальная мощность участка первичной обработки металла достигает 40 тыс. тонн в год. 

Источник: официальный сайт компании

Тепловая резка. На участке расположены шесть станков для плазменно-газовой резки листового проката, которые позволяют обеспечить выпуск до 24 тыс. тонн деталей из листа и до 6 тыс. тонн деталей из профиля в год.

Гибка листов. Благодаря гибочному прессу осуществляется гибка стальных листов толщиной более 5 см (преимущественно для наружной обшивки плавучих судов).

Сборочно-сварочные работы. Позволяет осуществлять сборку секций, которые весят 30–60 тонн.

Корпусостроительное производство. Позволяет осуществлять сборку корпусов кораблей. Само производство разделено на три блока с различным оборудованием для производства судов с разными габаритами и массой. 

Источник: официальный сайт компании

Очистка и окраска. В цеху производится очистка блоков и секций корпуса и последующая окраска. Совокупная мощность окрасочных камер предприятия составляет около 400 тыс. м2.

Работы на открытом стапеле. Представляет собой открытую платформу с кранами для последующей установки труб, мачт и прочих конструкций.

Спуск судна на воду. Чтобы спускать на воду судна длиной до 139 м, шириной до 18 м и осадкой 4,6 м используется наливная док-камера. Для судов, которые превышают эти параметры, при спуске на воду используют полупогружную баржу «Атлант». 

Источник: официальный сайт компании

Достроечные работы. Осуществляются на двух достроечных набережных.

Проекты предприятия

Линейный дизель-электрический ледокол мощностью 16 МВт. Может осуществлять ледокольные операции при толщине льда до полутора метров. 

Источник: официальный сайт компании АО «ОСК»

Плавучая полупогружная буровая установка «Северное сияние». Осуществляет бурение нефтяных и газовых скважин на шельфе арктических или других морей. 

Источник: официальный сайт компании АО «ОСК»

Средний рыболовный траулер ST116XL. 

Источник: официальный сайт компании АО «ОСК»

Структура акционерного капитала ПАО «ВСЗ» на 30.09.2019, % 

Контролирующему акционеру АО «Объединённая судостроительная корпорация» принадлежит 96% акций компании. Прочие акционеры владеют 4% акций. 

Финансовые показатели ПАО «ВСЗ»

Динамика активов 

По итогам 2017 года наблюдалось резкое сокращение активов — более чем в 3,3 раза относительно 2016 года.

Капитал и обязательства 

Капитал последние пять лет неизменно сокращался и по итогам 2017 года ушёл в минус. Обязательства сократились более чем в два раза по итогам 2017 года, но по итогам 2018 года выросли в 1,5 раза.

Выручка, млн руб.

По итогам 2017 года компания получила рекордную выручку за пять лет, однако в 2018 году этот показатель снова начал снижаться.

Чистая прибыль и операционная прибыль

За пять лет компания лишь единожды получила чистую прибыль — в 2017 году в размере 126,62 млн руб. Все прочие годы были чистые убытки.

Денежный поток, млн руб.

Денежный поток был положительным лишь однажды в 2015 году и последние несколько лет стагнирует в отрицательной зоне. 

История дивидендных выплат

Компания не выплачивает дивиденды своим акционерам с 2010 года, что связано со сложным финансовым положением. 

Основные риски для миноритарных акционеров

Ситуация в отрасли, рост конкуренции и падение спроса на суда гражданского назначения.

Санкции, которые могут повлиять на возможность компании закупать импортное оборудование для работы.

Рост издержек и падение рентабельности относительно плановых показателей.

Финансовые риски, связанные с возможностью компании обслуживать обязательства и привлекать новое финансирование.

Стратегические риски, связанные с эффективностью работы топ-менеджеров.

Риски со стороны мажоритарного акционера, который владеет 96% акций компании, связанные с возможностью принудительного выкупа и дилистинга компании с биржи.