«Магнит»

Одна из крупнейших розничных торговых сетей в России
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

Сегодня мы рассмотрим розничную торговую сеть «Магнит», российскую компанию из индекса Московской Биржи.

ПАО «Магнит» — это холдинг, объединяющий самую большую розничную сеть магазинов под брендом «Магнит». Компания работает по мультиформатной модели для удовлетворения потребностей разных категорий клиентов.

Основные форматы магазинов

«Магнит у дома» — небольшие магазины площадью 200-600 м2, где предлагаются товары повседневного спроса и продукты питания; расположены в жилых районах в шаговой доступности для местных жителей.

«Магнит Семейный» — супермаркеты площадью 1000-1500 м2, в которых представлен расширенный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления; расположены, как правило, в крупных торговых центрах с большими людскими потоками.

«Магнит Семейный+» — гипермаркеты большого размера от 1500 до 3000 м2, с акцентом на сервис, проведение масштабных промо-акций, дегустаций, розыгрышей призов и иных мероприятий, повышающих лояльность клиентов.

«Магнит Косметик» — небольшие магазины площадью 200-250 м2, в которых можно приобрести непродовольственные товары. Основной ассортимент — различные косметические, лечебные и гигиенические средства.

«Магнит Аптека» — аптечная сеть, предлагающая лекарственные средства и сопутствующие товары. В октябре 2018 года объявлено о приобретении фармакологического дистрибьютера «СИА групп». Ожидается, что сделка окажет позитивный эффект от синергии с магазинами «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека».

ПАО «Магнит» обладает одной из самых развитых и эффективных логистических систем: несколько десятков распределительных центров и обширный парк собственной грузовой техники.

Сектор розничной торговли и основные операционные показатели ПАО «Магнит» в сравнении с основными конкурентами

Отрасль продуктового ритейла находится в затруднительном положении в связи с экономической ситуацией и падением реальных доходов населения, это оказывает серьёзное давление на всех участников рынка.

Количество магазинов «Магнит» и магазины основных конкурентов (по состоянию на 31.12.2017 года)

Группы «Магнит» и «Х5» значительно обгоняют конкурентов по количеству открытых магазинов, при этом «Магнит» сохраняет лидерство.

Торговая площадь магазинов «Магнит» и основных конкурентов, тыс. кв. м (по состоянию на 31.12.2017 года)

Общая торговая площадь магазинов «Магнит» и «Х5» примерно равна. Это связано с тем, что «Магнит» делает акцент на небольшие магазинчики «У дома».

Рынок продуктового ритейла в России, % (по состоянию на 31.12.2017 года)


Несмотря на то, что по количеству магазинов и торговых площадей «Магнит» обгоняет своих конкурентов, по общему объёму продаж сеть уступает лидерство группе «Х5». При этом отрасль остаётся конкурентной и фрагментированной, потому что нет участника, который бы завладел более чем 10% рынка. Более 70% продуктового ритейла суммарно занимают игроки с долей менее 1%.

Структура акционерного капитала ПАО «Магнит», %

В феврале 2018 года объявлено о сделке по покупке 29,1% акций ПАО «Магнит» группой ВТБ у основателя сети Галицкого Сергея. В мае 2018 года уже группа ВТБ продала 11,8% акций ПАО «Магнит» структуре Marathon Group.

Операционные показатели

Количество действующих магазинов «Магнит» (согласно данным компании) 

В последнее десятилетие холдинг активно развивается и открывает новые торговые точки, в результате на конец 2017 года общее количество действующих магазинов достигло 16 350. Из них 12 125 — магазины «У дома», 3 774 — магазины «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека», 243 гипермаркеты и 208 магазины «Магнит Семейный».

Рост торговых площадей сети «Магнит» 

Рост числа покупателей магазинов «Магнит» 

Основные операционные показатели сети уверенно растут. 

Финансовые показатели ПАО «Магнит»

Динамика активов 

В последние 5 лет наблюдается так же бурный рост активов компании. Это связано с агрессивной политикой холдинга по захвату доли

Капитал и обязательства ПАО «Магнит» 

Холдинг имеет невысокий уровень закредитованности (около 51% по итогам 2017 года), и в последние несколько лет капитал рос активнее обязательств.

Выручка ПАО «Магнит», млн руб. 

Выручка сети так же показывает растущую динамику в последние пять лет, но темп роста постепенно замедляется.

Чистая прибыль и операционная прибыль ПАО «Магнит» за 5 лет

У компании несколько лет наблюдается сокращение прибыли, что связано с падением рентабельности и ростом издержек.

Денежный поток ПАО «Магнит» 

Денежный поток в последнее время так же сохраняет падающий тренд.

Дивидендные выплаты ПАО «Магнит» за 5 лет 

Компания стабильно выплачивает дивиденды своим акционерам. 

Основные риски ПАО «Магнит»

Риски низкого потребительского спроса.

Бизнес холдинга напрямую зависит от размера реально располагаемых доходов населения. Неблагоприятные экономические условиях и низкий уровень потребительского спроса могут сказаться на рентабельности бизнеса, объёмах продаж и привести к снижению выручки и прибыли сети.

Риски высокой конкуренции в отрасли.

Розничная торговля продуктами питания и товарами широкого потребления является одной из самых высоко конкурентных. Эта сфера постоянно развивается и изменяется, поэтому нужно быстро адаптироваться к новым условиям. Выход на рынок новых игроков и использование более агрессивных методов продвижения может ещё усложнить конкурентную борьбу и сказаться на текущем положении сети.

Риск роста издержек.

В результате роста затрат на оплату труда и аренду помещений, а также повышения закупочных цен на приобретаемые сетью товары, услуги и сырьё, рентабельность бизнеса может снизиться.

Риск изменения процентных ставок и условий кредитования.

В связи с тем, что компания привлекает заёмное финансирование для расширения своей торговой сети, тенденция к удорожанию стоимости долга может негативно отразится на возможностях обслуживать текущие обязательства и привлекать новые средства для развития.

Риск плохого управления и недружественного отношения к миноритарным акционерам.

Руководство компании может придерживаться ошибочной стратегии развития, совершать неэффективные сделки, невыгодные с точки зрения увеличения стоимости бизнеса, а также игнорировать интересы миноритарных акционеров.