«Лукойл»

Одна из крупнейших нефтегазовых
корпораций в России и мире
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

Сегодня в поле нашего зрения «Лукойл», одна из крупнейших российских компаний. Рассмотрим бизнес компании и основные показатели.

ПАО «Лукойл» – одна из крупнейших нефтегазовых корпораций в России и мире.

Занимается:

  • разведкой и добычей углеводородов в 12 странах мира;
  • переработкой сырья на своих нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах в России и  странах Европы;
  • реализацией продукции через собственные сбытовые сети (в том числе АЗС) в 18 странах мира;

Компания владеет собственными энергетическими активами и распределительными сетями, включая возобновляемые источники энергии.

На долю «Лукойла» приходится около 11% запасов, 15% добычи и 15% переработки всей нефти в России.

Рассмотрим подробнее каждое из направлений бизнеса компании.

Разведка и добыча

Корпорация активно занимается поиском новых эффективных месторождений. По итогам 2017 года доказанные запасы углеводородов составили около 16 миллиардов баррелей н.э. (88% приходится на Россию), таких объемов компании при текущих показателях может хватить на 19 лет работы. При этом группа имеет потенциал для того, чтобы существенно нарастить ресурсную базу на 13,7 миллиардов баррелей н.э. возможных запасов. 75% всех запасов корпорации приходится на нефть.

Группа осуществляет геологическую разведку в 10 странах мира, основная часть этих работ приходится на Российскую Федерацию. По итогам 2017 года было открыто ещё 6 новых месторождений.

Распределение разведочного бурения в 2017 г. по регионам, %

Основная деятельность корпорации сосредоточена в России, при этом более половины разведочного бурения происходит в Западной Сибири. Основные проекты за рубежом в большинстве сосредоточены в Иране.

Добыча углеводородов осуществляется в 6 странах мира, но основные объёмы приходятся так же
на Россию. По итогам 2017 года корпорация добыла 2,27 млн баррелей н.э./сутки. На объём добычи нефти оказывает влияние сокращение добычи в Иране по проекту Западная Курна, а также ограничения добычи в связи с соглашением стран ОПЕК с Россией.

Распределение добычи нефти ПАО «Лукойл» по регионам в 2017 году, %

Распределение добычи газа ПАО «Лукойл» по регионам в 2017 году, %

По итогам 2017 года компания добыла более 18 млрд м3 газа, в том числе благодаря запуску Пякяхинского месторождения, где удалось добыть 3,2 млрд м3 газа.

Переработка и сбыт

Корпорации принадлежат три нефтеперерабатывающих завода в России, три за рубежом (в Болгарии, Румынии и Италии) и доля в нефтеперерабатывающем заводе в Нидерландах, общая мощность которых оставляет более 84 млн тонн. Около 64% нефти «Лукойл» перерабатывает на Российских НПЗ.

Выпуск нефтепродуктов в 2017 году, %

Основная часть приходится на бензины (24,6%) и дизельное топливо (40,4%).

Продажи масел и смазок осуществляются более чем в сотне стран мира. Группа активно расширяет свою продуктовую линейку, и на текущий момент ассортимент насчитывает свыше 700 наименований.

Газопереработка и нефтехимия

ПАО «Лукойл» владеет тремя газоперерабатывающими заводами, расположенными в Западной Сибири, Поволжье и Тимано-Печоре, где происходит переработка нефтяного газа в жидкие углеводороды и товарный газ. По итогам 2017 года заводы компании переработали более 4 млрд тонн газа.

Кроме того, корпорация занимается производством нефтехимической продукции на двух заводах в России (Ставролен и Саратоворгсинтез), а также на заводах в Болгарии и Италии. Выпускает широкую линейку полимерных материалов, продукцию пиролиза, органического синтеза и топливные фракций.

Выпуск нефтехимической продукции в 2017 году, %

Энергетика
В энергетическом бизнесе корпорация реализует полную цепочку — от генерации до передачи энергии конечному потребителю.

Мощность генерации в 2017 году составила 5,7 ГВт:
  • 71% коммерческая генерация,
  • 29% - обеспечивающая.
Кроме того, компания активно использует альтернативные источники энергии и владеет 4 ГЭС, общая мощность которых 291 МВт.
Продажи

ПАО «Лукойл» занимается продажей нефти, газа, а также продуктов их переработки. Общий объём продаж нефти и нефтепродуктов в 2017 году составил 205 млн тонн.

Объёмы поставок и реализации нефти в 2017 году, млн тонн

Объёмы экспортных продаж нефтепродуктов в 2017 году, млн тонн

Поставки газа группой в 2017 году составили 24,4 млрд куб. м. Основным потребителем продукции является группа «Газпром».

Объём экспорта нефтепродуктов, млн тонн

Розничными продажами группа занимается через собственную сеть, состоящую более чем
из 5 000 АЗС и 120 нефтебаз, распложенных в 18 странах мира.

Объём экспорта нефтепродуктов по регионам, млн тонн

Структура акционерного капитала на 31.12.2017 г.

Корпорация входит в десятку компаний, торгующихся на Московской бирже с самой большой долей акций, находящихся в свободном обращении (49,2%).

Доля владения менеджмента составляет 34,2%, из них 23,13% принадлежат президенту компании
В.Ю. Алекперову В. Ю. и 9,91% вице-президенту Федуну Л. А.

Финансовые показатели ПАО «Лукойл»

Динамика активов 

Активы компании в последние несколько лет показывают слабый рост.

Капитал и обязательства 

У компании низкий уровень закредитованности, около 33% по итогам 2017 года,
что говорит о том, что риск банкротства для корпорации практически отсутствует.

Выручка, млн руб.

Выручка за последние 5 лет показывает слабый рост. При этом она даже сократилась
по итогам 2016 года на 8% относительно предыдущего года.

Чистая прибыль и операционная прибыль

Мы наблюдаем существенный спад чистой прибыли с 2014 по 2016 год, что связано
с падением мировых цен на основную продукцию компании.

Денежный поток

Средний темп роста денежного потока за 5 лет составил 7,5%, что можно считать хорошим показателем, учитывая конъюнктуру нефтегазового рынка в этот период.

Дивидендные выплаты

Согласно дивидендной политике, «Лукойл» должен направлять на выплаты не менее 25% от чистой прибыли по МСФО. При этом компания объявила своим приоритетом ежегодный рост дивидендных выплат не менее чем на величину инфляции. Кроме того, корпорация осуществляет программу
по выкупу собственных акций, что также является альтернативным способом выплат акционерам
в виде увеличения их доли в компании. По итогам 2018 года «Лукойл» планирует направить
не менее 1 миллиарда долларов на выкуп собственных акций.

Основные риски бизнеса компании

Риск падения цен на продукцию
Одним из основных рисков является волатильность мировых цен на энергоносители. Снижение цен
на нефть, газ и продукты переработки может оказать существенное влияние на финансовые показатели компании. При этом «Лукойл» обладает значительным запасом прочности благодаря одной из самых низких себестоимостей добычи в отрасли.

Валютные риски
Валютная составляющая в деятельности компании играет существенную роль, поэтому изменения валютных курсов может негативно сказаться на работе, поскольку большую часть выручки «Лукойл» получает в валюте.

Внешнеполитические риски
Компания работает в сложных внешнеполитических условиях, в период мировых торговых войн
и санкций, при этом она ведёт свою деятельность, в том числе в регионах повышенных внешнеполитических и экономических рисков, что может привести к усложнению
или даже прекращению работы в этих регионах.

Кроме того, есть риск в работе с западными контрагентами, например, осложнение
или запрет импортных поставок оборудования и материалов для компании.

Внутриэкономические и политические риски
Риск роста тарифов естественных монополий, изменения в налоговом законодательстве, усложнение доступа к новым месторождениям и лицензированию, усиление политического давления
на корпорацию могут привести к негативным финансовым и операционным результатам.

Риск слабого управления
Неверные стратегические решения и ошибки управления так же могут ухудшить финансовые
и операционные показатели группы в долгосрочной перспективе.

Рост конкуренции в энергетическом секторе
Основной риск связан с технологическими переменами. Увеличение доли альтернативных источников энергии в общемировом потреблении, снижение себестоимости и увеличение добычи сланцевой нефти могут привести к перераспределению энергетического рынка и снижению спроса и цен на продукцию компании.