ПАО «КАМАЗ» — крупнейший в России производитель грузовых автомобилей. Единый производственный комплекс компании позволяет охватить весь технологический цикл производства — от разработки, изготовления деталей и комплектующих, до сборки и сбыта готовой продукции.
КАМАЗ
-15,43%
Купить онлайн
ПАО «КАМАЗ» объединяет более ста предприятий в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, основное производство сконцентрировано в городе Набережные Челны (Республика Татарстан). Автомобили «КАМАЗ» продаются более чем в 80 странах мира.

Положение в отрасли
Последние годы ситуация на рынке грузовых автомобилей остаётся сложной, что связано с падением темпов роста мировой экономики и спроса на тяжёлую технику со стороны потребителей. В мире наблюдается избыток производственных мощностей: по данным McKinsey, мировые мощности загружены лишь на 60%, а в развивающихся странах этот показатель ещё ниже. Ещё один тренд — увеличение значимости послепродажных сервисов, которые дают до 30% прибыли производителям грузовых автомобилей.
В России в 2019 г. также наблюдалось снижение производства и продаж грузовых автомобилей. По данным регистрации автотехники, совокупный объём реализации грузовых автомобилей весом свыше 14 тонн за девять месяцев 2019 г. снизился на 4% — до 43 тыс. шт. Снижение связано с сокращением коммерческих грузоперевозок, низкой активностью в строительстве, сложной экономической ситуацией в стране, снижением инвестиций и господдержки.
«КАМАЗ» по итогам первых десяти месяцев 2019 г. занимал около 45% рынка грузовых автомобилей свыше 14 тонн, производитель является безусловным лидером на этом рынке.
Доля рынка грузовых автомобилей РФ (полной массой свыше 14 тонн), %

Парк грузовых автомобилей является устаревшим. В 2018 г. около 62% автомобилей парка были старше десяти лет, а возраст среднего автомобиля достигает почти 15 лет.
Основными конкурентами ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей весом свыше 14 тонн являются зарубежные автопроизводители, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну, а также ОАО «МАЗ» и АО «АЗ «УРАЛ».
Структура рынка грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн в 2018 г., %

На рынке грузовых автомобилей от 8 до 14 тонн лидером является компания «ГАЗ», которая занимала около 70% этого рынка в 2018 г.
Структура рынка грузовых автомобилей массой от 8 до 14 тонн в 2018 г., %

Обзор деятельности ПАО «КАМАЗ»
На предприятиях компании выпускается широкая линейка продукции: грузовые автомобили (более 60 моделей и более 1,5 тыс. комплектаций), автобусы, прицепы, двигатели, силовые агрегаты и пр. Основное направление деятельности — выпуск грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн.

В технологическую цепочку «КАМАЗа» входят крупные промышленные предприятия.
- Автомобильный завод осуществляет серийное производство узлов и деталей, а также сборку автомобилей на главном сборочном конвейере.
- Литейный завод производит литые запчасти и комплектующие.
- Кузнечный завод осуществляет прессование, ковку, листовую и объёмную штамповку металлических деталей.
- Завод двигателей выпускает дизельные двигатели различных модификаций.
- Прессово-рамный завод изготавливает изделия и узлы из холоднокатанной, горячекатанной рулонной и листовой стали.
- Ремонтно-инструментальный завод выполняет полный цикл работ от поковки до термической обработки готовой продукции.
- ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» — совместное предприятие, в котором ПАО «КАМАЗ» принадлежит более 50%, занимается производством бетонотранспортной техники.
- ПАО «НЕФАЗ» — крупнейший в России производитель автобусов и спецнадстроек на шасси «КАМАЗ». ПАО «КАМАЗ» владеет более 50% акций предприятия.
Сборочные предприятия ПАО «КАМАЗ» работают и в других странах: Казахстане, Азербайджане, Литве и Индии.
Компания предоставляет широкий модельный ряд спецтехники для всех отраслей.

С 2013 по 2019 г. ПАО «КАМАЗ» вывело на рынок 16 новых моделей автомобилей.
Кроме того, компания готовит к серийному выпуску автомобили КАМАЗ пятого поколения уже в 2020 г. Первая модель нового поколения КАМАЗ-54901 уже проходит тестовую эксплуатацию. Новые кабины будут отличаться ровным полом, отсутствием моторного тоннеля, улучшенной приборной панелью, усиленной рамой, увеличенной ёмкостью топливных баков и т.д.

Автомобили, сборочные детали и запчасти экспортируются более чем в 40 стран СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Основными экспортными рынками компании являются Средняя и Юго-Восточная Азия, а также Казахстан.
По итогам первых девяти месяцев 2019 г. около 85% грузовых автомобилей, произведённых на предприятиях ПАО «КАМАЗ», шли на экспорт.
Реализация грузовых автомобилей за 9 месяцев 2019 г. по рынкам сбыта, %

Компания имеет широкую дилерскую сеть, которая на 1 декабря 2019 г. насчитывает 164 субъекта и охватывает все регионы России и СНГ, а также присутствует на ключевых зарубежных рынках сбыта.
Операционные результаты ПАО «КАМАЗ»
В 2018 г. ПАО «КАМАЗ» было реализовано более 38,3 тыс. грузовых автомобилей. В целом продажи стабилизировались после провала 2015 г., который был связан со сложной экономической и политической ситуацией, и вышли на докризисный уровень.
Реализация грузовых автомобилей, шт.

Также в 2018 г. компания реализовала 754 автобуса и 3 583 единицы прицепной техники.
Реализация автобусов, шт.

Реализация прицепной техники, шт.

Структура акционерного капитала ПАО «КАМАЗ» на 31.12.2019, %

47,1% акций принадлежит государственной корпорации «Ростех».
23,5% акций принадлежит ООО «Автоинвест», в числе владельцев которого числится гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Ещё 15% акций владеет международный концерн Daimler Truck AG, зарегистрированный в Германии.
Прочим акционерам принадлежит доля 4,4% акций.
Финансовые показатели ПАО «КАМАЗ»
Динамика активов

Активы последние годы демонстрируют растущую динамику.
Капитал и обязательства

Основной рост активов происходил за счёт роста обязательств, но капитал оставался примерно на одном уровне.
Выручка, млн руб.

Выручка растёт с 2014 г. и по итогам 2018 г. достигла 186,2 млрд руб.
Чистая прибыль и операционная прибыль

Прибыль не имеет ярко выраженной динамики. В 2015 г. был получен чистый убыток.
Денежный поток, млн руб.

Последние годы свободный денежный поток отрицательный.
История дивидендных выплат
ПАО «КАМАЗ» выплачивает дивиденды своим акционерам нерегулярно. В 2019 г. совет директоров принял решение не выплачивать дивиденды по итогам 2018 г.
Основные риски для миноритарных акционеров
Снижение спроса на продукцию компании. Усиление конкуренции на целевых рынках.
Рост издержек и цен на металл, материалы и комплектующие.
Ошибки и аварии на производстве.
Стратегические ошибки топ-менеджмента.
Финансовые риски, связанные с возможностью компании обслуживать обязательства и привлекать новые средства.
Игнорирование интересов миноритарных акционеров со стороны владельцев крупных пакетов акций.