«АЭРОФЛОТ»

Краткое знакомство с отечественным авиаперевозчиком
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах и инвестициях

Мы продолжаем рассматривать наиболее крупные компании, представленные на российском фондовом рынке. Сегодня в фокус нашего зрения попал крупнейший отечественный авиаперевозчик — компания «Аэрофлот».

Краткий обзор деятельности и основных экономических показателей компании ПАО «АЭРОФЛОТ»

Основное направление деятельности Группы «Аэрофлот» — это пассажирские авиаперевозки. По итогам 2017 года корпорация занимает более 40% российского рынка авиаперевозок по пассажиропотоку и входит в топ-20 авиаперевозчиков мира по этому показателю. Услугами Группы за 2017 год воспользовались более 50 миллионов человек. Сеть маршрутов Группы — это 315 регулярных направлений полёта в 52 страны мира.

Доля рынка авиаперевозок:

Региональная деятельность Группы «Аэрофлот» была реорганизована в 2016 году при слиянии авиакомпании «Россия» c компаниями «Донавиа» и Orenair.

В состав Группы входят следующие авиакомпании:

  • «Аэрофлот» (головная компания). Флагманский перевозчик, рейсами компании в 2017 году перевезено 32,8 миллиона человек.
  • «Россия». Региональный перевозчик. В основном, осуществляет внутренние перевозки из аэропорта Внуково, а также региональных аэропортов Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.
  • «Аврора». Дальневосточная авиакомпания, выполняющая внутренние и международные перевозки
  • «Победа». Бюджетный авиаперевозчик, осуществляющий ближнемагистральные и среднемагистральные перевозки.

Пассажиропоток Группы «Аэрофлот» (млн чел.):

Помимо авиакомпаний, в Группу входят также:

  • «Аэромар» — компания производит питание для пассажиров, а также осуществляет услуги по уборке и снабжению салонов воздушных судов.
  • «Шеротель» — осуществляет управление и обслуживание гостиницы «Новотель» в аэропорту Шереметьево, а также предоставляет дополнительные услуги авиапассажирам в залах повышенной комфортности.
  • «Авиационная школа Аэрофлота» — занимается подготовкой персонала авиакомпании, а также других предприятий туризма и гражданской авиации.
  • «А-Техникс» — фирма занимается техническим обслуживанием и ремонтом авиатехники.
  • «Аэрофлот-Финанс» — занимается консультированием по вопросам финансовой деятельности группы.

Также компания осуществляет грузовые и почтовые перевозки. В 2017 году объём перевозки почты и грузов составил 273,4 тыс. тонн.

Парк воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот» на сегодня является одним из самых молодых в мире. Средний возраст эксплуатируемого парка Группы — 6,2 года, авиакомпании «Аэрофлот» — 4,1 года.

По видам владения в составе флота доли владения распределяются на:

  • договоры операционной аренды — 85,8%;
  • договоры финансового лизинга — 12,3%;
  • воздушные суда, находящиеся в собственности компании — 1,8%.

Компанией утверждена программа развития аэропорта Шереметьево, в рамках которой в 2018 году был открыт новый терминал В. С 1 июня 2018 года компания перенесла 46 обратных рейсов в новый терминал.

«Аэрофлот» занимает 4 место в мире среди авиакомпаний по цифровизации бизнеса в рейтинге Bain & Co.

Состав и структура акционеров компании

«Аэрофлот» — это государственная корпорация. Крупнейшим держателем акций с долей 51,2% является Российская Федерация в лице Росимущества. Ещё 45,2% акций находятся в свободном обращении. Обыкновенные акции размещены на российском фондовом рынке, на зарубежных рынках торгуются депозитарные расписки.

Основные показатели деятельности ПАО «Аэрофлот» за последние 5 лет

В 2017 году пассажиропоток ПАО «Аэрофлот» составил 50,1 млн человек. Занятость кресел в 2017 году составила 82%.

Рассмотрим основные финансовые показатели ПАО «Аэрофлот» за последние 5 лет.

Активы ПАО «Аэрофлот» за последние 5 лет

Активы компании на 30,3% состоят из основных средств, на 28,7% — из дебиторской задолженности и предоплаты. 

Капитал и обязательства ПАО «Аэрофлот»

Доля обязательств в структуре капитала компании за 2017 год составила 79,2 %. Мы видим, что капитал в 2014 и 2015 годах даже находился в отрицательной зоне, что в основном было связано с финансовой переоценкой инструментов хеджирования, которые активно используются компанией для страхования рисков.

Столь высокую закредитованность можно объяснить тем, что компания не покупает самолёты, а берет их в лизинг, что, естественно, отражается на долговой нагрузке. Такая модель очень распространена среди авиакомпаний, потому лично я всегда с особой осторожностью и внимательностью оцениваю компании из этой отрасли. Банкротства авиакомпаний — нередкое явление, достаточно вспомнить недавнее громкое банкротство компании «Трансаэро», некогда второй по размеру компании в секторе. «Аэрофлот» в этом смысле защищён тем, что более чем на 50% принадлежит государству. Есть уверенность, что в случае возникновения неблагоприятной ситуации его будут пытаться спасти до последнего. 

Выручка ПАО «Аэрофлот» за последние 5 лет

Далее рассмотрим структуру выручки ПАО «Аэрофлот». На рост показателя повлияло снижение доходных ставок, прежде всего — на международных направлениях, на фоне укрепления курса рубля и соответствующей корректировки валютных доходов. 

Структура выручки ПАО «Аэрофлот» в 2017 году

Основная доля выручки компании приходится на регулярные пассажирские перевозки и составляет 80%, 6% составляет доля чартерных пассажирских перевозок.

Чистая прибыль и операционная прибыль ПАО «Аэрофлот» за 5 лет

Операционная прибыль в 2017 году составила 40,4 млрд рублей. Размер чистой прибыли в 2017 году составил 23,1 млрд рублей.

Снижение выручки в 2017 году в основном связано с увеличением операционных расходов в связи с ростом цен на топливо, а также увеличением расходов на оплату труда.

Динамика дивидендных выплат ПАО «Аэрофлот»

Дивидендная политика компании ПАО «Аэрофлот» рассчитывает выплаты в размере 25% от чистой прибыли по МСФО. По итогам 2014 г. и 2015 г. выплаты акционерам не производились по причине убытка. По итогам 2016 года выплата дивидендов составила 50% от чистой прибыли. По итогам 2017 года Совет директоров компании принял решение выплатить 50% из чистой прибыли по РСБУ, которая оказалась больше прибыли по МСФО, что стало приятной неожиданностью для инвесторов.

EBITDA ПАО «Аэрофлот»

Показатель EBITDA отражает объём прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизации.

Основные риски для компании Аэрофлот

Основными рисками для компании являются:

  • Высокий уровень закредитованности. Обязательства занимают почти 80% в структуре капитала. Большая часть из них — это лизинг воздушных судов.
  • Зависимость от цен на топливо. Рост топливных расходов существенно влияет на уровень издержек компании.
  • Риск того, что на компанию будут наложены западные санкции, что сильно усложнит работу на международном рынке и доступ к иностранному капиталу.
  • Новый экономический кризис в стране или мире и сокращение реальных доходов населения.
  • Ограничение рота, связанное с монопольным положением компании на рынке. Группа уже занимает более 40% внутреннего рынка авиаперевозок.
  • Рост конкуренции со стороны частных компаний.