Меню
Меню

«Объединённая авиастроительная корпорация»

Один из ключевых участников мирового рынка гражданской и военной авиации
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

«Объединённая авиастроительная корпорация» — один из ключевых участников мирового рынка гражданской и военной авиации. Конкуренты «ОАК» — мировые производители авиатехники: Airbus, Boeing, Lockheed Martin, Embraer и Bombardier.

Основные направления деятельности корпорации: разработка, производство, реализация и послепродажное обслуживание гражданской, военной, транспортной и специальной авиационной техники, а также модернизация, ремонт и утилизация воздушных судов, подготовка кадров и повышение квалификации лётного состава.

В 2017 году «ОАК» сохранила лидирующие позиции на мировом рынке военной авиации, поставив 94 боевых самолёта, из которых 38 единиц были направлены на экспорт. По итогам 2017 года на мировом рынке доля корпорации по количеству переданных заказчикам воздушных судов в сегментах военной, транспортной и специальной авиации с учётом всей номенклатуры типоразмеров и классов самолётов по назначению составила 22%.

Предприятия, входящие в контур «ОАК», производят продукцию под такими всемирно известными брендами, как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», МС-21, Superjet 100, «Бе» и другие.

Корпорация имеет свои предприятия в 20-ти регионах России и четырёх странах мира. За рубежом «ОАК» работает на базе совместных предприятий в Китае, Индии и Италии. 

Фото с официального сайта компании
Обзор рынка

В 2017 году на мировой рынок было поставлено 1 754 новых самолёта — на 24 единицы больше, чем годом ранее. Большая часть поставок — узкофюзеляжные магистральные самолёты (1 088 единиц или 62%), число широкофюзеляжных самолётов составило 385 единиц, а ближнемагистральных (региональных) самолётов — 281 единица. В 2017 году корпорация поставила на рынок 36 гражданских самолётов и расположилась на шестом месте мирового рейтинга с суммарной долей рынка 1,8%. Важно отметить, что в классе региональных реактивных самолётов, который в настоящее время является основным сегментом для корпорации, «ОАК» занимает второе место с долей 19% рынка (30 воздушных судов). 

Динамика поставок воздушных судов, шт.

Динамика поставок воздушных судов на внутренний и внешний рынки, шт.

2014 год стал переломным для корпорации. Поставки на внутренний рынок резко увеличились, а на внешний — сократились. 

Портфолио воздушных судов

Гражданская авиация 

Гражданская авиация «ОАК». Источник: годовой отчет компании

Один из ключевых проектов «Объединённой авиастроительной корпорации» — МС-21, пассажирский лайнер нового поколения, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Первый полёт МС-21 состоялся 28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода.

МС-21 имеет самый большой диаметр фюзеляжа в классе узкофюзеляжных самолётов, что обеспечит качественно новый уровень комфорта: расширит личное пространство каждого пассажира, позволит разминуться с тележкой обслуживания, также авиакомпании смогут сократить время оборота в аэропортах.

Военная авиация 

Су-57, «ОАК». Источник: годовой отчет компании
Военная авиация «ОАК». Источник: годовой отчет компании

Транспортная авиация

Ил-76 МД-90А, «ОАК». Источник: годовой отчет компании
Транспортная авиация «ОАК». Источник: годовой отчет компании

Стратегическая и специальная авиация

Стратегическая и специальная авиация «ОАК». Источник: годовой отчет компании

ПАО «ОАК» осуществляет крупную инвестиционную программу, пик которой пришёлся на 2018 год.

Направление инвестиций в 2018-2020 гг., млрд руб.

Инвестиционная программа по источникам финансирования, млрд руб.

Постепенное снижение инвестиционной программы связано с выходом из активной фазы ряда программ (Су-35, СУ-57, МС-21).

Структура акционерного капитала ПАО «ОАК» на 30.06.2017 года, % 

Основным акционером «ОАК» с долей 92,3% является Российская Федерация в лице «Росимущества». Остальным акционерам принадлежит 7,7% корпорации. 

Финансовые показатели ПАО «ОАК» по РСБУ

Динамика активов 

В 2017 году активы «ОАК» снизились после существенного роста в 2013-2016 годах.

Капитал и обязательства 

Изменение динамики активов в основном происходит за счёт роста или снижения капитала.

Выручка группы, млн руб. 

Последние пять лет выручка корпорации растёт, однако темпы роста замедлились с 2015 года.

Чистая прибыль и валовая прибыль 

Валовая прибыль «ОАК» с 2013 по 2017 год сохранялась примерно на одном уровне, при этом динамика чистой прибыли показала значительные изменения. По итогам 2015 и 2016 годов корпорация фиксировала чистые убытки.

Дивидендные выплаты

Согласно принятой в 2013 году дивидендной политике корпорации источником дивидендных выплат является чистая прибыль по РСБУ. По итогам 2013 года «ОАК» впервые в своей истории выплатила дивиденды — 0,0007793 руб. на акцию (25,6% чистой прибыли по РСБУ). По итогам 2014 года компания выплатила 0,001971 руб. на акцию (25% чистой прибыли по РСБУ). По итогам 2015-2017 гг. дивиденды не выплачивались в связи с отсутствием чистой прибыли по РСБУ. 

Основные риски для миноритарных акционеров

Риски политической и экономической нестабильности в стране и мире могут негативно повлиять на деятельность корпорации.

Валютные риски

Изменение курсов валют может повлечь изменение цен экспортных поставок в рублях. Кроме того, валютные колебания могут отразиться на деятельности дочерних и совместных обществ «ОАК», которые осуществляют импортно-экспортные операции.

Процентные риски

Рост процентных ставок может отрицательно сказаться на финансовых показателях корпорации.

Риски, связанные с неэффективным управлением

Стратегические ошибки, неэффективные инвестиции, производство нерентабельных моделей, плохая работа с издержками могут негативно повлиять на операционные и финансовые показатели.

Риски ущемления прав миноритарных акционеров со стороны мажоритария

ПАО «ОАК» является государственной компанией, 92,3% её акций принадлежит «Росимуществу». Это накладывает риск того, что деятельность компании и решения топ-менеджмента корпорации могут идти в разрез с интересами миноритариев.