Меню
Меню

«ГТМ»

Одна из ведущих российских компаний на рынке грузовых автоперевозок
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

ПАО «ГЛОБАЛТРАК МЕНЕДЖМЕНТ» владеет собственным автопарком и управляет транспортными средствами, взятыми в лизинг, оказывая услуги по доставке грузов третьим лицам. Является лидером на рынке грузовых перевозок в Сибири и на Урале, а также вторым FTL-перевозчиком на общероссийском рынке по размеру автопарка. Штаб-квартира компании располагается в Москве.

Источник: сайт ПАО «ГТМ»
Обзор рынка

Основная деятельность «ГТМ» сосредоточена на территории Российской Федерации, поэтому ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок в нашей стране оказывает наибольшее влияние на операционные и финансовые показатели компании. В этой отрасли наблюдается высокая конкуренция из-за большого количества автотранспортных и логистических компаний и развитой железнодорожной сети. За 2019 год грузооборот автотранспорта в России вырос на 5,8% — до 274 млрд т-км.

Общий парк российских большегрузных автомобилей составляет более 135 тыс. единиц, из которых более половины принадлежит небольшим компаниям с автопарком до 50 единиц, а также частным лицам. На начало 2020 г. около 80% автомобильных грузоперевозок осуществлялось малыми и средними предприятиями, а на крупные транспортные компании приходилось около 20% грузооборота, однако с учётом сложной экономической ситуации возможна дальнейшая консолидация в отрасли.

Сегодня отрасли грузоперевозок присущи два крупных тренда. Первый — интенсивный рост доли сектора e-commerce, второй — экспансия крупных продуктовых торговых сетей в Сибирь и на Урал.

Серьёзное влияние на отрасль оказало введение платы в счёт возмещения вреда, который причиняют автодорогам федерального значения транспортные средства разрешённой массой свыше 12 тонн. Оплата осуществляется через российскую платёжную систему «Платон». Запуск этой программы привёл к росту стоимости грузоперевозок от 1 до 5%, что способствовало увеличению тарифов.

Основными конкурентами ПАО «ГТМ» на российском и зарубежных рынках являются следующие транспортные компании: «Деловые линии», «ПЭК», «Монополия», «Траско», TELS, Major Cargo Service, «РутрансЛогистик», «Дентро», XPO Logistics Europe, DB Schenker.

Обзор бизнеса

Основной деятельностью «ГТМ» является коммерческая перевозка грузов.

Собственный автопарк компании на начало 2020 г. составил 1 318 грузовых автопоездов, как находящихся в собственности, так и взятых в лизинг. При этом автопарк является одним из самых молодых в отрасли, средний возраст тягачей, находящихся в эксплуатации компании, составляет менее трёх лет. Когда возраст машины достигает 5-7 лет, она продаётся на вторичном рынке.

Автопарк состоит из тягачей Volvo и Scania, а также полуприцепов Schmitz Cargobull, Krone и Kogel.

Источник: сайт ПАО «ГТМ»

«ГТМ» осуществляет доставку грузов преимущественно в пределах Российской Федерации, а доля международных перевозок (на территории стран ЕС) составляет лишь около 10%.

В составе компании одиннадцать подразделений, которые расположены в Новосибирске, Екатеринбурге, Магнитогорске, Тюмени, Перми, Чебоксарах, Омске, Уфе, Самаре, Челябинске и Ногинске (Московская область). На ключевых маршрутах «ГТМ» имеет собственные сертифицированные центры технического обслуживания и ремонта — в Екатеринбурге, Магнитогорске, Новосибирске, Омске, Перми и Ногинске.

Основными клиентами компании являются крупные торговые сети. Всего «ГТМ» обслуживает около тысячи клиентов, а среди них наиболее крупными являются IKEA, METRO, X5 Retail, Procter & Gamble, Lenta, «Магнит», «Сибур», ММК, Unilever, «Детский мир», «Спортмастер».

Основной доход ПАО «ГТМ» приносит перевозка грузов: 89,3% всей выручки по итогам 2019 г. Ещё 10,6% — предоставление услуг экспедирования, прочие услуги — лишь 0,1% выручки.

Структура выручки по видам услуг по итогам 2019 г., %

В разрезе по типам грузов перевозки тентовыми полуприцепами за 2019 год составили 63%, а рефрижераторными полуприцепами — 37%.

Выручка в разрезе по типам грузов за 2019 г., %

За 2019 год общий объём перевозок — суммарный пробег тягачей — увеличился на 12 % и достиг 266,4 млн км.

Суммарный пробег тягачей, тыс. км.

Среднемесячный пробег в расчёте на один тягач составил 16,5 тыс. км, увеличившись на 3,8% относительно результатов 2018 г.

Среднемесячный пробег на один тягач, тыс. км

Таким образом, нагрузка на единицу техники растёт. Коэффициент гружёного пробега за 2019 год составил 92,6%.

Структура акционерного капитала ПАО «ГТМ» на 31.03.2020, %

Источник: отчёт за 1кв. 2020 года

Самой крупной долей в размере 61% владеет компания GT Globaltruck Limited, зарегистрированная на Кипре. Косвенный контроль над ней имеет Елисеев Александр Леонидович через принадлежащую ему на 100% Litten Investments Limited, которая владеет 75% акций GT Globaltruck Limited.

Ещё 8,8% владеет Суверенный фонд Саудовской Аравии AYAR INTERNATIONAL INVESTMENTS COMPANY. 5,9% акций принадлежит ООО «РФПИ Управление инвестициями-6», доверительное управление которым осуществляет «Российский фонд прямых инвестиций».

Прочие акционеры владеют 24,3% акций ПАО «ГТМ».

Финансовые показатели ПАО «ГТМ» (по МСФО)

Динамика активов

После нескольких лет роста по итогам 2019 г. активы снизились до 9,95 млрд руб. на фоне снижения стоимости основных средств.

Капитал и обязательства

Капитал имеет растущую динамику и достиг рекордных 4,91 млрд руб. в 2019 г. Обязательства не имеют ярко выраженной динамики и составляют 5,04 млрд руб. по итогам 2019 г.

Выручка, млн руб.

Выручка компании растёт и достигла в 2019 г. рекордных 9,54 млрд руб. на фоне увеличения выручки от оказания транспортных услуг.

Чистая прибыль и операционная прибыль

Показатели прибыли стагнируют. По итогам 2019 г. операционная прибыль составила 817,6 млн руб., а чистая прибыль снизилась до 260,4 млн руб.

Денежный поток от операционной деятельности, млн руб.

Операционный денежный поток также стагнирует. Свободный денежный поток по итогам 2019 г. вернулся в положительную зону, восстановившись после двух лет падения.

История дивидендных выплат

Согласно дивидендной политике ПАО «ГТМ», утверждённой в сентябре 2017 г., источником дивидендных выплат является чистая прибыль. При этом предполагается выплачивать не менее 50% от свободного денежного потока, если показатель Чистый долг/EBITDA менее 1, и не менее 25% от свободного денежного потока, если Чистый долг/EBITDA — от 1 до 2,5. Если показатель превышает 2,5, компания считает выплату дивидендов нецелесообразной. В 2018 г. дивиденды не выплачивались в связи с тем, что свободный денежный поток оказался отрицательным. Сумма выплачиваемых дивидендов не может превышать чистую прибыль компании по итогам отчётного периода.

Основные риски для миноритарных акционеров
  • Снижение деловой активности и падение реально располагаемых доходов населения.

  • Рост конкуренции в отрасли, а также изменение спроса в пользу других средств доставки.

  • Усиление санкций и падение грузооборота между Россией и другими странами.

  • Увеличение себестоимости грузоперевозок из-за роста цен на топливо и платежей в системе «Платон».

  • Удорожание стоимости грузовых автомобилей, прицепов и комплектующих.

  • Финансовые риски, связанные с обслуживанием текущих обязательств и привлечением сторонних инвестиций.

  • Стратегические риски, связанные с низкой эффективностью решений, принимаемых топ-менеджментом компании.

  • Действия мажоритарного акционера, которые могут идти вразрез с интересами миноритариев.

__

Чтобы купить акции этой или любой другой понравившейся компании, откройте брокерский счёт в «Открытие Брокер». Это можно сделать не выходя из дома — просто заполните необходимые формы, и уже сегодня вы получите доступ к торгам. Присоединяйтесь к нашей команде!

Больше интересных материалов