«Глобалтранс»

Обзор показателей крупнейшей транспортной компании в сфере грузовых железнодорожных перевозок России
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

«Глобалтранс» (Globaltrans Investment PLC) — одна из крупнейших транспортных компаний, которая работает в сфере грузовых железнодорожных перевозок России. Компания управляет современным парком техники, который преимущественно состоит из полувагонов и цистерн и насчитывает около 72 тыс. единиц подвижного состава. Клиентами Globaltrans являются более 500 компаний из России и стран СНГ, включая крупные промышленные предприятия.

Рис. 1. Источник: сайт компании
Рис. 1. Источник: сайт компании
Обзор рынка

Железнодорожная транспортная сеть России составляет свыше 120 тыс. км и является третьей в мире по протяжённости путей, уступая США и Китаю. Это один из важнейших инфраструктурных объектов, соединяет транспортными путями обширную территорию страны и связывает её с внешними сухопутными рынками и крупными торговыми портами.

Без учёта трубопроводного транспорта на долю железнодорожных перевозок в России приходится около 87% общего грузооборота. В 2020 г. грузооборот железнодорожных перевозок в нашей стране сократился на 2% — до 2,5 млрд т • км на фоне кризиса, вызванного COVID-19 и введением ограничительных мер по всему миру.

Общий грузооборот железнодорожных перевозок в России, млрд т • км

Рис. 2. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»
Рис. 2. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»

Общий объём грузоперевозок в России сокращается второй год подряд и уменьшился до 1,245 млрд тонн в 2020 г.

Общий объём грузоперевозок в России, млн тонн

Рис. 3. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»
Рис. 3. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»

Монополия на железнодорожную инфраструктуру в России принадлежит госкомпании ОАО «Российские железные дороги», которая является крупнейшим собственником магистральных локомотивов. Благодаря государственному регулированию сторонние железнодорожные операторы имеют равные права доступа к железнодорожной инфраструктуре.

С 2005 по 2020 г. независимые компании России увеличили долю вагонного парка с 30 до 88%.

В структуре грузоперевозок преобладают уголь, нефть и нефтепродукты, металлургическое сырьё и изделия, а также стройматериалы.

Структура грузоперевозок в 2020 г., %

Рис. 4. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»
Рис. 4. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»

Общий размер российского парка подвижного состава на конец 2020 г. — 1,2 млн единиц. Из них 48% приходится на полувагоны, 21% на цистерны, 31% составляют прочие типы вагонов, включая платформы и хопперы.

Компания «Глобалтранс» располагает одним из самых больших парков и является одним из ведущих участников рынка железнодорожных перевозок в России. Доля компании в общих объёмах погрузки российской железнодорожной системы составляет 8%.

Обзор бизнеса

«Глобалтранс» — международный транспортный холдинг. Основное направление деятельности — железнодорожная перевозка грузов крупных промышленных клиентов, предоставление в аренду собственного парка подвижных составов. Компания осуществляет деятельность на территории России и стран СНГ.

Рис. 5. Источник: сайт компании
Рис. 5. Источник: сайт компании

Общий железнодорожный парк компании в 2020 г. насчитывает 71,7 тыс. единиц техники, из которых 92% приходится на полувагоны и цистерны. В парке также находятся 74 собственных магистральных локомотивов, которые применяются при формировании собственных поездных составов преимущественно при перевозке нефти и нефтепродуктов.

Средний возраст собственного парка вагонов составляет 12,4 года.

Структура парка подвижных составов, %

Рис. 6. Источник: данные «Глобалтранс»
Рис. 6. Источник: данные «Глобалтранс»

В 2020 г. общий коэффициент порожнего пробега парка (рассчитывается при анализе себестоимости грузоперевозок) составил 51%.

Общий коэффициент порожнего пробега парка «Глобалтранс», %

Рис. 7. Источник: данные «Глобалтранс»
Рис. 7. Источник: данные «Глобалтранс»

Общий объём грузооборота в 2020 г. вырос на 2% — до 150,3 млрд т • км, несмотря на падение данного показателя для отрасли в целом. Погрузка на фоне кризиса сократилась на 3% — до 88,9 млн тонн.

Грузооборот по компании, млрд т • км

Рис. 8. Источник: данные «Глобалтранс»
Рис. 8. Источник: данные «Глобалтранс»

Объём погрузки, млн тонн

Рис. 9. Источник: данные «Глобалтранс»
Рис. 9. Источник: данные «Глобалтранс»

В структуре транспортировки груза преобладают нефть и нефтепродукты, коксующийся и энергетический уголь, металлургическая продукция.

Структура выручки от грузопотока по видам продукции, %

Рис. 10. Источник: данные «Глобалтранс»
Рис. 10. Источник: данные «Глобалтранс»

Портфель клиентов превышает 500 компаний, среди которых крупные промышленные холдинги «НК «Роснефть», «Газпром нефть», «ММК», «ТМК», «Металлоинвест», «ТАИФ» и другие. В 2020 г. 64% чистой выручки от оперирования было обеспечено долгосрочными сервисными контрактами.

На фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры средняя стоимость гружённой отправки сократилась в 2019 г. на 19% впервые за несколько лет.

Средняя цена за поездку, руб.

Рис. 11. Источник: данные «Глобалтранс»
Рис. 11. Источник: данные «Глобалтранс»

Структура акционерного капитала компании на 30.03.2021, %

Рис. 12. Источник: сайт компании
Рис. 12. Источник: сайт компании

Крупнейшими акционерами компании через подконтрольные структуры являются её основатели: предприниматели Андрей Филатов, Никита Мишин, Константин Николаев, Александр Елисеев, Сергей Мальцев.

По 11,5% акций находятся на балансе компаний Marigold Investments Ltd и Onyx Investments Ltd. 10,8% акций владеет компания Maple Valley Investments Ltd. 0,9% акций принадлежат Transportation Investments Management Ltd. Конечными бенефициарами всех этих компаний являются основатели Globaltrans предприниматели Андрей Филатов, Никита Мишин и Константин Николаев.

5,1% акций владеет неисполнительный директор Александр Елисеев через подконтрольную компанию Litten Investments Ltd.

3,1% акций владеет председатель совета директоров и директор по стратегии Globaltrans Сергей Мальцев через подконтрольную компанию Goldriver Resources LTD.

0,2% акций находятся под контролем директоров и менеджеров Globaltrans.

0,04% акций составляет казначейский пакет акций компании.

В свободном обращении находится 56,9% акций.

Финансовые показатели (по МСФО)

Динамика активов

Активы компании сократились в 2020 г. и составляют 98,3 млрд руб.

Капитал и обязательства

Обязательства компании растут на протяжении пяти последних лет и достигли в 2020 г. рекордных 45,6 млрд руб. Капитал в 2020 г. сократился на 7% — до 52,8 млрд руб.

Выручка, млн руб.

Выручка после нескольких лет роста сократилась в 2020 г. на 28% — до 68,4 млрд руб. на фоне сокращения объёма погрузки и средней цены за поездку.

Чистая и операционная прибыль

Похожую динамику демонстрируют и показатели прибыли. В 2020 г. операционная прибыль снизилась на 41% — до 18,8 млрд руб., а чистая на 46% — до 12,2 млрд руб.

Денежный поток, млн руб.

Показатели операционного и свободного денежных потоков несколько лет стагнируют. Свободный денежный поток компании в 2020 г. составил 15,1 млрд руб.

История дивидендных выплат

Дивидендная политика Globaltrans предполагает соблюдение баланса между выплатами акционерам и инвестициями в расширение бизнеса.

Базой для расчёта дивидендов является свободный денежный поток компании (FCF) за отчётный период. Доля выплат зависит от уровня долговой нагрузки, который рассчитывается исходя из коэффициента «чистый долг / скорректированная EBITDA». Если коэффициент менее 1, платится не менее 50% от FCF, если от 1 до 2 — не менее 30% от FCF, если более 2 — от 0 и выше. В последние годы компания стабильно выплачивает дивиденды дважды в год.

Основные риски для миноритарных акционеров
  • Мировой экономический кризис и падение товарооборота между странами.

  • Сокращение грузооборота по российским железным дорогам.

  • Зависимость железнодорожных операторов от инфраструктуры, которая принадлежит ОАО «РЖД».

  • Рост конкуренции со стороны независимых железнодорожных операторов.

  • Рост популярности альтернативных путей доставки грузов.

  • Рост издержек бизнеса и падение стоимости грузоперевозок.

  • Рост долговой нагрузки и финансовая устойчивость компании.

  • Стратегические ошибки топ-менеджмента при управлении холдингом.

  • Игнорирование интересов миноритарных акционеров со стороны крупных собственников.

__

Каждую неделю в этой рубрике появляются новые статьи. Чтобы не пропустить очередное обновление, подпишитесь на нашу рассылку – это можно сделать в специальной форме внизу страницы. А высказать любые предложения и пожелания по улучшению нашей работы можно через форму обратной связи. Мнения читателей очень важны для нас!