Fix Price Group (FIXP) — одна из крупнейших в мире торговых сетей розничных магазинов низких фиксированных цен. Общее количество магазинов Fix Price под собственным управлением и работающих по франшизе на середину 2021 г. составляет 4600 торговых точек. Они расположены в России и странах ближнего зарубежья.
Fix Price Group Ltd
-45,93%
Купить онлайн
В марте 2021 г. компания провела успешное IPO на Лондонской бирже и вторичный листинг депозитарных расписок на Московской бирже и привлекла в ходе размещения более 1 млрд долл.

Обзор рынка
Кризис 2020 г., вызванный пандемией коронавируса и вводимыми в связи с ней ограничениями, нанёс ущерб российской и мировой экономике и ударил по реально располагаемым доходам населения.
Динамика изменения реального ВВП России, %

На этом фоне инфляция в России выросла в 2020 г. до 4,9%, что стало рекордным значением с 2016 г. В 2021 г. инфляция продолжила расти и в августе достигла 6,7% в годовом исчислении, обновив пятилетний максимум.
Динамика инфляции в России, %

Рост инфляции и падение реально располагаемых доходов населения ограничивает развитие розничной торговли в России. При этом формат магазинов с низкими фиксированными ценами является одним из самых быстрорастущих в России, хотя в целом занимает небольшую долю в общем объёме розницы: менее 1% в 2019 г.
Объём рынка розничной торговли по фиксированным ценам, млрд руб.

Fix Price оказалась одной из первых компаний в России, продвигающих концепцию торговой сети с фиксированными ценами, и сейчас ритейлер занимает доминирующую позицию на рынке в данном формате, согласно исследованию компании Oliver Wyman, 93% по итогам 2019 г.
Топ-3 крупнейших ритейлеров с фиксированными ценами в 2019 г., кол-во магазинов.

По данным Vector Study, узнаваемость бренда Fix Price среди российских потребителей составляет 87% на конец 2020 г.
Узнаваемость российских розничных сетей, %

Обзор бизнеса
Модель бизнеса Fix Price Group — торговая сеть низких фиксированных цен — предполагает продажу продовольственных и непродовольственных товаров потребителям по одной фиксированной цене (или с определённым шагом цен).
Помимо России, магазины Fix Price работают в странах ближнего зарубежья: Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Грузии и Кыргызстане.
Розничная сеть Fix Price на 30.06.2021 г. в разбивке по странам, кол-во магазинов

На 30 июня 2021 г. под собственным управлением Fix Price Group находится 4099 магазинов и ещё 486 магазинов работают по договору франшизы.
Динамика торговой сети Fix Price, кол-во магазинов

Ассортимент товаров, продаваемых в одном магазине Fix Price, составляет 1800 позиций из 20 различных товарных категорий, включая еду, напитки, хозтовары, игрушки, книги, канцтовары, бытовую химию и прочее.
Структура розничных продаж по категориям по итогам 2020 г., %

Большая часть продаж приходится на реализацию товаров, выпущенных под собственными торговыми марками. Кроме того, в магазинах представлена продукция ведущих мировых брендов, а также местных производителей — компания сотрудничает с 600 российскими и международными поставщиками.

При формировании цен на продукцию в своих магазинах Fix Price использует ступенчатую модель, поэтому товары разной ценовой категории могут стоить 24, 55, 77, 99, 149, 199, 249 и 299 руб. (данные на середину 2021 г., источник: сайт компании).
За первые шесть месяцев 2021 г. общая торговая площадь сети увеличилась на 11% — до 983,9 тыс. м2. При этом торговая площадь магазинов под собственным управлением выросла на 10% — до 877,5 тыс. м2. Средняя торговая площадь одного магазина Fix Price — 215 м2.
Динамика торговой площади на конец периода, тыс. м2

Товарооборот компании на единицу площади в 2020 г. составил 230 тыс. руб.
Торговый товарооборот на единицу площади, тыс. руб. / м2

Для стимулирования повторных продаж Fix Price использует программу лояльности, которая даёт различные бонусы при покупках. На конец июня 2021 г. количество зарегистрированных участников программы достигло 13,8 млн человек, а доля покупок с использованием карт магазина выросла до 42%.
Структура акционерного капитала компании на 8.04.2021, %

После выхода на IPO в марте 2021 г. структура акционерного капитала Fix Price приобрела следующий вид.
Совместный контроль над компанией сохранили её основатели — Сергей Ломакин и Артём Хачатрян. Через подконтрольные структуры им принадлежит по 35,3% акций.
Ещё 1,9% акций владеет менеджмент Fix Price.
В свободном обращении находится 27,6% акций.
Финансовые показатели (по МСФО)
Динамика активов

Активы компании с 2017 по 2020 гг. выросли в 2,7 раза — до рекордных 82,7 млрд руб.
Капитал и обязательства

В 2020 г. компания отразила дефицит капитала в 3,6 млрд руб. за счёт возникновения непокрытого убытка по результатам прошлых лет. В 2020 г. (в преддверии IPO) на выплату дивидендов было направлено 32,6 млрд руб., или практически в два раза больше чистой прибыли, которую компания получила за тот же период. Вывод денег в пользу акционеров привёл к возникновению отрицательного капитала и увеличению долговой нагрузки. Обязательства компании в 2020 г. выросли в два раза к уровню 2019 г. — до 85,7 млрд руб.
Выручка, млн руб.

Выручка ритейлера с 2017 г. демонстрирует уверенный рост и достигла в 2020 г. рекордных 190,1 млрд руб.
Чистая и операционная прибыль

Растущую динамику показывают и показатели прибыли, обновившие максимумы в 2020 г. Операционная прибыль компании увеличилась за 2020 г. на 46% — до 26,9 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период выросла на 33% — до 17,6 млрд руб.
Денежный поток, млн руб.

Показатели свободного и операционного денежных потоков компании растут.
История дивидендных выплат

На сайте Fix Price указано, что компания планирует направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО. Выплаты могут осуществляться не реже двух раз в год по итогам отчётного полугодия. При этом приоритетом для менеджмента являются инвестиции в рост и поддержание целевого уровня долговой нагрузки: коэффициент «чистый долг / EBITDA» не должен превышать 1 в среднесрочной перспективе.
Основные риски для миноритарных акционеров
- Экономический кризис, повышение инфляции и падение реально располагаемых доходов населения.
- Изменение покупательских привычек и рост популярности новых форматов в ритейле.
- Высокая конкуренция в отрасли и появление новых участников рынка.
- Падение эффективности бизнеса и снижение рентабельности продаж в расчёте на единицу торговой площади.
- Замедление роста торговой сети.
- Возможность обслуживать обязательства и эффективно инвестировать в развитие бизнеса.
- Стратегические ошибки менеджмента.
- Игнорирование интересов миноритарных акционеров владельцами крупных пакетов акций.
__
Чтобы купить акции этой или любой другой понравившейся компании, откройте брокерский счёт в «Открытие Брокер». Это можно сделать не выходя из дома – просто заполните необходимые формы, и уже сегодня вы получите доступ к торгам. Присоединяйтесь к нашей команде!