«Дальневосточное морское пароходство»

Одна из крупнейших в России судоходных компаний
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

ПАО «ДВМП» — одна из крупнейших в России судоходных компаний. Основными направлениями деятельности являются услуги по перевалке грузов в порту, отфрахтование, железнодорожные и морские перевозки.

Компания предлагает полный спектр логистических услуг, объединяя возможности автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, а также портовые услуги. 

Источник фото: официальный сайт компании
Ситуация в отрасли

Судоходство — весьма волатильная отрасль, которая подвержена сезонным колебаниям объёмов производства, а также весьма чувствительна к спадам мировой экономики. Начиная с 2018 года наметилась тенденция к медленному восстановлению отрасли после нескольких лет спада.

Рост рынка морских контейнерных перевозок составляет 3,4% в единицах TEU. Контейнерооборот в 2019 году должен вырасти на 2,9%, по прогнозу Clarksons.

На рынке морских линейных контейнерных перевозок около 75% глобального контейнерного флота (по количеству судов) и 94% (по вместимости груза) пришлись на 30 крупнейших контейнерных линий (по состоянию на август 2019 года).

Топ-5 компаний в мире по количеству судов в III кв. 2019 года, % 

В III кв. 2019 года лидером отрасли по вместимости и количеству судов является датская компания Maersk Line. Её флот насчитывает 726 судов, а их вместимость около 4,16 млн TEU. Второе место занимает швейцарская MSC, её флот составляет 518 судов вместимостью 3,42 млн TEU. На третьем месте китайская компания China COSCO Shipping, у которой 439 судов вместимостью 2,89 млн TEU.

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, за первые восемь месяцев 2019 года грузооборот российских морских портов составил 556,3 млн тонн, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Самый большой объём контейнерооборота пришёлся на порты Балтики — 214,8 тыс. TEU. Вторыми по объёму контейнерооборота стали дальневосточные порты. 

Обзор деятельности ПАО «ДВМП»

«ДВМП» является одной из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, основные активы которой сосредоточены в сфере железнодорожного, портового и логистического бизнеса. Основная деятельность осуществляется в Дальневосточном федеральном округе, что делает компанию самым крупным грузоперевозчиком в регионе. При этом география перевозок сильно зависит от конъюнктуры фрахтового рынка.

Основные активы

Флот «ДВМП» состоит из 20 судов (двенадцать контейнеровозов, семь универсальных сухогрузов и одно ледокольно-транспортное судно), которые осуществляют перевозки преимущественно на собственных морских линиях.

Пять современных контейнерных терминальных комплекса являются частью интермодальной транспортной цепочки компании.

  • Владивостокский морской торговый порт — универсальный морской порт, расположенный на северо-западном берегу Владивостока в незамерзающей бухте Золотой Рог.

  • Терминал «Дальрефтранс» — крупнейший оператор рефрижераторных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке.

  • Терминал «Стройоптторг» — крупный логистический центр, расположенный в Хабаровске.

  • Контейнерный терминал в Новосибирске.

  • Контейнерный терминал в Томске.

«ДВМП» является одним из крупнейших частных железнодорожных операторов в России. Её дочерним предприятиям компании принадлежат более 8,4 тыс. ед. выгонов и более 4,4 тыс. фитинговых платформ. Также компания владеет пятью магистральными и девятью маневровыми тепловозами.

Контейнерный парк «ДВМП» превышает 41 тыс. контейнеров, а собственный автопарк составляет более 80 тягачей.

Основные операционные показатели ПАО «ДВМП»

По итогам 2018 года объём перевалки грузов достиг исторического рекорда — 10,4 млн тонн, а контейнерооборот превысил 551 тыс. TEU.

Интермодальные перевозки, тыс. TEU

Интермодальные перевозки выросли на 23,9% — до 301,8 тыс. TEU.

Международные морские перевозки, тыс. TEU

Международные морские перевозки снизились на 2% — до 319,0 тыс. TEU.

Каботажные морские перевозки, тыс. TEU

Каботажные морские перевозки выросли до рекордных 79,5 тыс. TEU.

Перевалка генеральных грузов ВМТП, тыс. тонн

Последние годы перевалка генеральных грузов в Владивостокском морском торговом порту показывает растущую динамику, превысив 5,2 млн тонн в 2018 году.

Железнодорожные контейнерные перевозки, тыс. TEU

Железнодорожные контейнерные перевозки также оказались рекордными, достигнув 340 тыс. TEU.

Структура акционерного капитала ПАО «ДВМП» на 30.06.2019, %

Согласно данным финансовой отчётности, по состоянию на 30 июня 2019 года основными акционерами являются:

  • Зиявудин Магомедов с долей владения 32,5% акций (весной 2018 года вместе с братом Магомедом был заключён под стражу по обвинению в хищении денег и организации преступного сообщества);

  • финансовая группа TPG — 17,4% акций;

  • финансовая группа GHP — 23,8% акций;

  • прочие акционеры — 26,3% акций. 
Финансовые показатели ПАО «ДВМП»

Динамика активов

Последние годы активы находятся примерно на одном уровне.

Капитал и обязательства 

С 2015 года размер обязательств сокращается, при этом до 2017 года компания имела отрицательный капитал, но за последние два года он вернулся в положительную зону.

Выручка, млн руб.

Выручка в 2018 году стала рекордной после нескольких лет стагнации.

Чистая прибыль и операционная прибыль 

По итогам 2014 и 2015 гг. компания терпела чистые убытки, но с 2016 года появилась чистая прибыль. Четыре последних года являются прибыльными после операционного убытка по итогам 2014 года.

Денежный поток, млн руб. 

Денежный поток стагнирует.

История дивидендных выплат

Компания не выплачивает дивиденды своим акционерам. В дивидендной политике, которая была утверждена в сентябре 2016 года, нет чётких рекомендаций по возможному размеру дивидендных выплат. 

Основные риски для миноритарных акционеров

Ухудшение ситуации в стране и мире, что может оказать влияние на деятельность компании на фрахтовом рынке.

Высокая конкуренция со стороны других судоходных организаций, особенно со стороны быстрорастущих китайских компаний.

Цикличность бизнеса и падение спроса и цен на транспортные услуги.

Возникновение аварийных ситуаций и связанных с этим расходов.

Введение западных санкций, которые могут затруднить работу компании.

Финансовые и правовые риски.

Риски, связанные с уголовным преследованием крупнейшего акционера компании.