«Аптечная сеть 36,6» — это одна из крупнейших в России розничных сетей в сфере торговли товарами для здоровья и красоты. Группа управляет аптеками под брендами «36,6», «Горздрав», «А5» и другими, а также занимается оптовой продажей лекарственных препаратов. По итогам 2018 года входит в пятёрку крупнейших аптечных сетей на российском розничном фармацевтическом рынке.
В конце 2018 года под управлением ПАО «Аптечная сеть 36,6» находилось более 1 300 аптек.
Российский розничный фармацевтический рынок продолжает находится под серьёзным давлением, связанным с девальвацией валюты и падением реальных доходов населения. Объём розничных продаж в 2018 году составил около 1 200 млрд руб.
Объём розничного аптечного рынка в России, млрд руб.
В структуре розничных продаж на препараты российского производства в 2018 году пришлось 59% в натуральном выражении и 29,2% в стоимостном, что связанно с тем, что их упаковка в среднем стоит значительно дешевле, чем зарубежных.
Розничный рынок лекарственных препаратов является высоко конкурентным и сильно сегментированным. Ни одна из аптечных сетей не занимает более 5,5% рынка, а 20 крупнейших сетей консолидировали 42% рынка по итогам 2018 году. Доля группы «Аптечная сеть 36,6» составила около 3,64% по объёму продаж.
Доля топ-10 аптечных сетей по объёму продаж в 2018 году, %
При этом «Аптечная сеть 36,6» занимает шестое место по количеству действующих аптек по итогам 2018 года.
Количество аптечных учреждений на 31.12.2018, шт.
«Аптечная сеть 36,6» была создана бизнес-партнёрами Сергеем Кривошеевым и Артёмом Бектемировым в конце 90-х. В 2003 году компания реализовала 20% акций на фондовом рынке, став первой компанией сектора фармацевтики, разместившей свои акции на Московской бирже (тогда ММВБ).
До кризиса 2008 года группа активно занималась поглощением региональных розничных фармацевтических компаний («Мега-стиль», «Неболит», «Таблетка», «Чаша здоровья», «Фармация» и др.), а также развитием сети через органический рост и открытие новых торговых точек. К лету 2007 года «Аптечная сеть 36,6» насчитывала более тысячи аптек по всей России.
Глобальный кризис сильно ударил по бизнесу группы, однако она продолжила заниматься слиянием и поглощением даже после резкого ухудшения финансовых показателей по итогам 2012–2013 годов. Так, в 2014 году в состав ПАО «Аптечная сеть 36,6» вошла финская фармацевтическая компания Oriola KD, в 2015 году была завершена сделка по объединению с аптечной сетью A.v.e (торговые марки «Горздрав» и «A.v.e»), в конце 2016 года произошло слияние с аптечной сетью А5.
При этом группа активно пытается оптимизировать свои расходы. Так, по итогам 2018 года было закрыто около 400 наименее рентабельных аптек по всей стране.
ПАО «Аптечная сеть 36,6» объединяет несколько аптечных сетей под разными брендами.
Назовём наиболее известными из них.
Структура акционерного капитала компании на II кв. 2019 года, %
В результате допэмиссии в начале 2019 года, размещения 4,4 млрд собственных акций, группа «Аптечная сеть 36,6» существенно изменила структуру своих акционеров.
На II кв. 2019 года основными акционерами компании числятся:
Динамика активов
Активы компании снижаются последние три года после роста в 2016 году.
Капитал и обязательства
С 2016 года компания испытывает дефицит капитала, который стал рекордным в 2018 году, достигнув 36,8 млрд рублей. Обязательства компании растут с 2015 года.
Выручка, млн руб.
Выручка группы последние годы стагнирует.
Чистая прибыль и валовая прибыль
Показатель валовой прибыли последние годы стагнирует, при этом у компании за пять лет не было чистой прибыли, а чистый убыток растёт год от года, став рекордным в 2018 году.
Денежный поток от операционной деятельности
За последние пять лет группа лишь однажды имела положительный денежный поток от операционной деятельности — в 2015 году.
История дивидендных выплат
«Аптечная сеть 36,6» не выплачивает дивиденды, направляя прибыль на развитие и погашение долга.
Высокая конкуренция в отрасли, появление крупных участников на розничном рынке лекарственных препаратов.
Риски, связанные со снижением располагаемых доходов населения.
Усиление контроля со стороны государства за фармацевтическим рынком и регулирование цен на лекарственные препараты.
Риски, связанные с контрагентами и ростом закупочной цены на товары.
Ошибки топ-менеджмента при управлении.
Финансовые риски, связанные с возможностью группы обслуживать свои долговые обязательства.