Меню
Меню

«Аптечная сеть 36,6»

Одна из крупнейших в России розничных сетей в сфере торговли товарами для здоровья и красоты
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

«Аптечная сеть 36,6» — это одна из крупнейших в России розничных сетей в сфере торговли товарами для здоровья и красоты. Группа управляет аптеками под брендами «36,6», «Горздрав», «А5» и другими, а также занимается оптовой продажей лекарственных препаратов. По итогам 2018 года входит в пятёрку крупнейших аптечных сетей на российском розничном фармацевтическом рынке.

В конце 2018 года под управлением ПАО «Аптечная сеть 36,6» находилось более 1 300 аптек.

Краткий обзор фармацевтического рынка России

Российский розничный фармацевтический рынок продолжает находится под серьёзным давлением, связанным с девальвацией валюты и падением реальных доходов населения. Объём розничных продаж в 2018 году составил около 1 200 млрд руб.

Объём розничного аптечного рынка в России, млрд руб. 

В структуре розничных продаж на препараты российского производства в 2018 году пришлось 59% в натуральном выражении и 29,2% в стоимостном, что связанно с тем, что их упаковка в среднем стоит значительно дешевле, чем зарубежных.

Розничный рынок лекарственных препаратов является высоко конкурентным и сильно сегментированным. Ни одна из аптечных сетей не занимает более 5,5% рынка, а 20 крупнейших сетей консолидировали 42% рынка по итогам 2018 году. Доля группы «Аптечная сеть 36,6» составила около 3,64% по объёму продаж.

Доля топ-10 аптечных сетей по объёму продаж в 2018 году, %

При этом «Аптечная сеть 36,6» занимает шестое место по количеству действующих аптек по итогам 2018 года.

Количество аптечных учреждений на 31.12.2018, шт.

Обзор бизнеса группы компаний «Аптечная сеть 36,6»

«Аптечная сеть 36,6» была создана бизнес-партнёрами Сергеем Кривошеевым и Артёмом Бектемировым в конце 90-х. В 2003 году компания реализовала 20% акций на фондовом рынке, став первой компанией сектора фармацевтики, разместившей свои акции на Московской бирже (тогда ММВБ).

До кризиса 2008 года группа активно занималась поглощением региональных розничных фармацевтических компаний («Мега-стиль», «Неболит», «Таблетка», «Чаша здоровья», «Фармация» и др.), а также развитием сети через органический рост и открытие новых торговых точек. К лету 2007 года «Аптечная сеть 36,6» насчитывала более тысячи аптек по всей России.

Глобальный кризис сильно ударил по бизнесу группы, однако она продолжила заниматься слиянием и поглощением даже после резкого ухудшения финансовых показателей по итогам 2012–2013 годов. Так, в 2014 году в состав ПАО «Аптечная сеть 36,6» вошла финская фармацевтическая компания Oriola KD, в 2015 году была завершена сделка по объединению с аптечной сетью A.v.e (торговые марки «Горздрав» и «A.v.e»), в конце 2016 года произошло слияние с аптечной сетью А5.

При этом группа активно пытается оптимизировать свои расходы. Так, по итогам 2018 года было закрыто около 400 наименее рентабельных аптек по всей стране.

ПАО «Аптечная сеть 36,6» объединяет несколько аптечных сетей под разными брендами.

Назовём наиболее известными из них.

  • «36,6» — одна из крупнейших розничных сетей в России и главный бренд группы. Под этой маркой компания открывает крупнейшие в нашей стране гипермаркеты «Флагман здоровья» площадью 1 000 м2, специализирующиеся на продаже товаров для здоровья и красоты.
  • «Аптеки Горздрав» — аптечная сеть, работающая в Москве и Санкт-Петербурге, которая была приобретена группой в 2015 году. Специализируется на более дешёвом сегменте и ориентирована на широкий круг покупателей, поэтому имеет ассортимент товаров преимущественно из низкой ценовой категории и практически не использует скидки и акции в своей работе.
  • A.v.e Luxury — аптечная сеть, позиционирующая себя как продавца товаров для красоты и здоровья премиум сегмента — с персональным менеджером, фито-баром и европейским сервисом. 
  • Также компании принадлежат онлайн-порталы apteka366.ru, 366.ru и gorzdrav.org, где покупатель может удалённо заказать любой товар из ассортимента, насчитывающего более 15 000 наименований, и забрать заказ в любой из аптек группы.

Структура акционерного капитала компании на II кв. 2019 года, % 

В результате допэмиссии в начале 2019 года, размещения 4,4 млрд собственных акций, группа «Аптечная сеть 36,6» существенно изменила структуру своих акционеров.

На II кв. 2019 года основными акционерами компании числятся:

  • дочерняя организация инвестиционно-консалтинговой компании Altus Capital — 26% акций;

  • ПАО «Московский кредитный банк», который является одним из самых больших кредиторов группы и стал её акционером в рамках реструктуризации кредитной задолженности — 19,7%;

  • инвестиционная компания Long-Term Investments Luxembourg S.A — 19,1% акций;

  • Paneario Holdings Limited, конечным бенефициаром которой является немецкий юридический консультант Филипп Леннерт — 9,7% акций;

  • американский аптечный ритейлер Alliance Boots Holding Limited — 5,2% акций.

  • Оставшиеся 20,4% акций компании находятся во владении прочих акционеров. 
Финансовые показатели ПАО «Аптечная сеть 36,6»

Динамика активов

Активы компании снижаются последние три года после роста в 2016 году.

Капитал и обязательства

С 2016 года компания испытывает дефицит капитала, который стал рекордным в 2018 году, достигнув 36,8 млрд рублей. Обязательства компании растут с 2015 года.

Выручка, млн руб.

Выручка группы последние годы стагнирует.

Чистая прибыль и валовая прибыль

Показатель валовой прибыли последние годы стагнирует, при этом у компании за пять лет не было чистой прибыли, а чистый убыток растёт год от года, став рекордным в 2018 году.

Денежный поток от операционной деятельности 

За последние пять лет группа лишь однажды имела положительный денежный поток от операционной деятельности — в 2015 году.

История дивидендных выплат 

«Аптечная сеть 36,6» не выплачивает дивиденды, направляя прибыль на развитие и погашение долга. 

Основные риски для миноритарных акционеров

Высокая конкуренция в отрасли, появление крупных участников на розничном рынке лекарственных препаратов.

Риски, связанные со снижением располагаемых доходов населения.

Усиление контроля со стороны государства за фармацевтическим рынком и регулирование цен на лекарственные препараты.

Риски, связанные с контрагентами и ростом закупочной цены на товары.

Ошибки топ-менеджмента при управлении.

Финансовые риски, связанные с возможностью группы обслуживать свои долговые обязательства.