Наша налоговая система не щадит никого

Практический опыт получения налогового вычета в 2018 году
Светлана Последовская
Специалист по налогам компании «Открытие Брокер»

В этой статье я поделюсь личным опытом общения с налоговой инспекцией в 2018 году.

Итак, моей целью было получить имущественный вычет при приобретении квартиры за 3 года.

Для этого через личный кабинет налогоплательщика я подала три декларации за 2015, 2016 и 2017 год с подтверждающими документами плюс сразу к каждой декларации приложила заявление на возврат. Документы были отправлены в середине февраля, согласно закону камеральная проверка должна быть проведена в течение трёх месяцев (подробнее о сроках возврата читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»). В моём случае уже 16 апреля все три декларации успешно прошли камеральную проверку без сучка и задоринки. С даты окончания проверки для возврата налога даётся месяц. То есть последний день — 17 мая. После этой даты я вправе требовать с инспекции проценты за несвоевременный возврат (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Сомнения у меня возникли в тот момент, когда в личном кабинете я увидела, что заявления на возврат зарегистрированы 8 мая, хотя, как уже писала, их отправляла вместе с декларацией, и 30 дней для возврата нужно отсчитывать с даты окончания камеральной проверки (16.04.2018), то есть налоговая уже затягивала сроки. Помимо этого вместо трёх заявлений (за каждый год) в личном кабинете отображалось только два — за 2015 и 2017 годы, а за 2016 год, как выяснилось потом, заявление потеряли.

В течение недели я безуспешно пыталась дозвониться до инспекции по телефонам, указанным на сайте. Потом пришлось пойти другим путём.

11 мая я направила письмо в свою инспекцию через личный кабинет, где описала ситуацию, попросила разъяснить её и устранить ошибку, чтобы не было нарушения сроков выплаты. Пригрозила, что в случае несвоевременного возврата буду требовать проценты. Ответить на письма и жалобы налоговые органы должны также в течение 30 дней.

16 мая через личный кабинет я направила в УФНС России и непосредственно в налоговую инспекцию жалобы на бездействие налоговых инспекторов с просьбой разъяснить ситуацию и выплатить мне проценты за каждый день просрочки.

17 мая по собственной инициативе я поехала в инспекцию. В отделе по урегулированию задолженности девушка, раздраженно закатывая глаза, сначала доказывала мне, что декларация за 2016 год не прошла камеральную проверку (по факту в личном кабинете у меня было подтверждение, что это не так), потом убеждала, что все три суммы ушли на исполнение и 18 мая я получу все деньги. Я попросила документ, который бы подтверждал, что данные суммы действительно ушли в исполнение на перечисление. Но мне было отказано.

18 мая я получила две суммы из трёх.

21 мая получен ответ инспекции о том, что только 21 мая сформировано и отправлено на исполнение заявление на возврат денежных средств. В письме указывалась полная сумма за три года (то есть они, наконец, нашли данные за 2016 год). Сразу в личном кабинете стала отображаться сумма за 2016 год. Однако никто не заикнулся в письме о процентах.

24 мая я навестила повторно отдел по урегулированию задолженности. Получила ответ «ждите».

28 мая получила возврат по декларации за 2016 год.

4 июня на мою жалобу пришёл ответ от УФНС России по г. Москве:

Фото 1. Ответ на мою жалобу от УФНС России по г. Москве

6 июня пришёл ответ от моей инспекции. Причём, обращу внимание, что о процентах они вспомнили, только получив жалобу и рассмотрев моё обращение повторно:

Фото 2. Ответ на повторное обращение в ФНС России по г. Москве

13 июня были перечислены проценты за несвоевременный возврат налога.

Мои впечатления:

1. Ваш вычет — это ваши проблемы.
Всё зависит от конкретной инспекции и инспектора. Устное консультирование моих инспекторов расходилось с фактическими данными, меня вводили в заблуждение о том, что декларация не прошла проверку, что все суммы были отправлены одновременно на перечисление.

2. Слова к делу не пришьёшь.
Всё, что говорили мне инспекторы, сводилось к тому, что нужно просто ждать, и рано или поздно всё будет. Только после направления писем и жалоб был отклик со стороны налоговой службы. Мой совет: общение с налоговой ведите только письменно и не бойтесь направлять жалобы в УФНС России.

3. Меньше знаешь – меньше получаешь.
Если бы я не знала своих прав и норм законодательства, я бы осталась и без части вычета, и без процентов по просрочке. Впечатление такое, что если бы не нажим со стороны УФНС России по жалобе, о процентах моя инспекция и не вспомнила бы.