Кого коснётся изменение стоимости ОСАГО в 2022 году

Насколько подорожает полис обязательного страхования автогражданской ответственности и можно ли сэкономить на страховой защите

Многих автовладельцев в начале 2022 г. встревожила новость об изменениях с ОСАГО. Опасения были связаны с вероятностью увеличения стоимости полиса, и для многих участников дорожного движения они оправданы.

В текущем году вступают в силу нововведения, основными среди которых станут:

  • расширение диапазона границ тарифного коридора;

  • новые коэффициенты возраста и стажа водителей;

  • новые коэффициенты бонус-малус за степень аварийности;

  • новые территориальные коэффициенты.

Однако повышение стоимости автогражданки ждёт не всех страхователей. В ряде случаев значения показателей, которые влияют на величину страховой премии, были снижены. Более выгодные условия покупки ОСАГО предусмотрены для участников дорожного движения с низкой частотой аварийности, определённым возрастом, стажем и территориальной принадлежностью.

Чтобы выяснить, каким автолюбителям повезло больше, рассмотрим влияние каждого из основных изменений на стоимость автогражданки.

Тарифный коридор (ТК)

Данный показатель представляет собой диапазон значений базовой тарифной ставки по ОСАГО от его минимального до максимального значения. В 2021 г. для водителей — физических лиц, управляющих легковыми автомобилями, он составлял от 2471 до 5436 руб. С января 2022 г. предельные значения ТК расширились на 10%, как в одну, так и в другую сторону, и составляют от 2224 до 5980 руб.

У каждого страховщика остаётся возможность реализации ОСАГО в пределах установленного тарифного коридора. При этом одна страховая компания может ориентироваться на нижнюю границу диапазона базовой ставки, другая — на верхнюю. В связи с этим у разных страховщиков по-прежнему могут быть отличные друг от друга предложения по величине итоговой страховой премии. Всё зависит от того, какую величину из предложенного тарифного коридора они выбирают в качестве базового тарифа.

Для страхователей, которые используют свои легковые транспортные средства в качестве такси, предусмотрены более глобальные изменения пограничных величин ТК с ростом на 30% максимальной ставки и снижением минимальной по ОСАГО. Границы базового тарифа по автогражданке для такси составляет от 2014 до 12 505 руб. Изменение ТК по ОСАГО затронуло владельцев практически всех видов транспортных средств, в том числе автобусов, троллейбусов, трамваев и даже тракторов.

Коэффициент возраста и стажа (КВС)

Для расчёта окончательной стоимости ОСАГО применяются различные коэффициенты, которые могут снижать или увеличивать стоимость полиса. Чем ниже их показатели, тем меньше будет размер страховой премии. Подробно с изменением величин различных коэффициентов, принятых для расчёта стоимости ОСАГО, можно ознакомиться, используя соответствующую публикацию Указания ЦБ РФ от 08.12.2021 № 6007-У.

Одним из них является КВС — показатель, который определяется по совокупности двух характеристик: возраста и стажа водителя. Он имеет прямое влияние на величину стоимости автогражданки. КВС для молодых и неопытных водителей стандартно превышает единицу, что в свою очередь увеличивает размер страховой премии по ОСАГО. Для расчёта стоимости защиты для опытных участников дорожного движения обычно иные значения КВС — менее единицы.

Значительное увеличение КВС с 1 апреля 2022 г. предусмотрено в первую очередь для участников дорожного движения возрастом до 21 года и стажем менее года. При этом также утверждено и снижение данного показателя для разных категорий водителей, среди которых:

  • лица со стажем от 1 до 3 лет любого возраста;

  • лица старше 35 лет со стажем более 10 лет.

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Величина КБМ напрямую зависит от количества ДТП, совершённых по вине водителя. Этот показатель может меняться каждый год. Изменения затронут всех водителей, независимо от их класса вождения, и будут применяться с 1 апреля 2022 г. При этом для автомобилистов с хорошей страховой историей предусмотрено снижение КБМ, а для страхователей с повышенным уровнем рисков — повышение. Так, максимальное значение КБМ, используемое для «убыточных» водителей, повышается с 2,45 до 3,92. При этом его минимальный уровень снижается с 0,5 до 0,46. Новичкам без страховой истории теперь будут присваивать КБМ значением 1,17 вместо 1.

Территориальный коэффициент (КТ)

В зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, определяется КТ, также используемый для расчёта стоимости ОСАГО.

Есть ряд субъектов федерации, для отдельных населённых пунктов которых значение действующего КТ будет выше, чем в 2021 г., среди них:

  • Еврейская АО;

  • Забайкальский край;

  • Магаданская область;

  • Курганская область;

  • Республика Бурятия;

  • Республика Ингушетия;

  • Республика Калмыкия;

  • Республика Крым;

  • Республика Тыва;

  • Республика Хакасия;

  • Чеченская Республика;

  • Чукотский АО.

Повышение КТ коснулось 78 населённых пунктов разных регионов. Однако снижение коэффициента имеет более широкое территориальное покрытие. Уменьшение КТ в 2022 г. предусмотрено для 193 городов и иных населённых пунктов РФ.

Для многих автомобилистов изменения в расчёте стоимости ОСАГО могут привести к увеличению скидки за положительную страховую историю, а также значительный опыт вождения. Однако многократные виновники ДТП рискуют увеличить в разы свои расходы на оплату страховки. Кроме того, влияние на итоговый тариф имеют показатели, которые не зависят от характеристик водителей. Это территория использования авто и базовая ставка, установленная страховщиком в пределах тарифного коридора.

Больше интересных материалов