«Корпорация ВСМПО-АВИСМА»: летать, лечить и строить

Где предел роста акций титанового гиганта?

2020 год для вертикально интегрированной «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» (VSMO), крупнейшего в мире производителя титановой продукции, оказался непростым. В этом году, из-за ограничений, введённых многими странами, произошло резкое сокращение полётов, а следовательно, и пассажиропотока. Это отразилось на авиастроительных и двигателестроительных компаниях — спрос на новые самолёты упал. Так как «ВСМПО-АВИСМА» занимает лидирующее место среди производителей титановой продукции, необходимой для авиационной отрасли, падение спроса на новые воздушные суда привело к значительному снижению операционных и финансовых результатов.

Сложный год меняет планы

Традиционно доля авиакосмической отрасли в выручке ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» довольно большая. В 2019 г. на авиасегмент приходилось 79% от общей выручки, а в 2020 г. — 73%.

Основные финансовые результаты «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» по итогам 2020 г., млн руб.

Рис. 1. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО
Рис. 1. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Согласно опубликованным финансовым результатам «ВСМПО-АВИСМА», в 2020 г.:

  • выручка снизилась на 15,5% и составила 89,05 млрд руб.;

  • операционная прибыль снизилась на 23,4% — до 16,7 млрд руб.;

  • EBITDA снизилась на 9,7% — до 32,9 млрд руб.;

  • чистая прибыль снизилась на 68,8% — до 6,5 млрд руб.

Операционные результаты «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» по итогам 2020 г.

Рис. 2. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО
Рис. 2. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Согласно опубликованным операционным результатам корпорации, в 2020 г.:

  • общий объём продаж титановой продукции снизился на 21,36%;

  • объём титановой продукции, поставляемой на экспорт, снизился на 30,85%;

  • объём титановой продукции, поставляемой на рынок РФ и СНГ, вырос на 6,2%;

  • продажи ферротитана упали на 39,2%;

  • продажи алюминия упали на 25,1%.

В отчёте за 2020 г. «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» декларирует, что «2020 год стал годом перемен, годом масштабной трансформации: команда, новые цели и задачи, вектор развития».

Корпорация поставила перед собой ряд задач:

  • развитие инвестиционной программы, которая направлена на увеличение производственных мощностей по продукции, востребованной на индустриальном рынке;

  • увеличение доли на рынке медицинского применения титана;

  • реализация новых проектов на отечественном рынке.

С тех пор акции компании показали существенный рост, прибавив около 200% с ноября 2020 г.

Рис. 3. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», октябрь 2019 — октябрь 2021. Источник: https://ru.tradingview.com
Рис. 3. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», октябрь 2019 — октябрь 2021. Источник: https://ru.tradingview.com

Период конец октября — начало ноября был лучшим для покупки. Но важнее не определить лучшую точку входа, а понять, какие изменения произошли и будут происходить в корпорации на пути трансформации и расширения бизнеса? К каким финансовым и операционным результатам стремится компания? Всё ли учтено в цене на акции «ВСМПО-АВИСМА» и остаётся ли у компании потенциал для роста?

Недооценённый металл

По сравнению с добычей таких распространённых металлов, как сталь, алюминий, медь и никель, например согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., мировая титановая отрасль остаётся нишевой и технологически сложной.

Традиционно титан применяют в авиакосмической промышленности, а в последнее время при строительстве самолётов требуется всё больше этого металла. Титан и его сплавы, в отличие от алюминия, не подвержены коррозии, а с учётом того, что в современных самолётах доля композитных материалов растёт, алюминий начинает активно взаимодействовать с ними и коррозирует, что уменьшает срок службы комплектующих изделий. Титан же по своим свойствам уникален: он обладает не только коррозионной стойкостью, но также малым весом при высокой прочности, жаростойкости, сопротивлении усталостным нагрузкам.

Уникальные свойства титана позволяют ему быть востребованным в энергетике, химической и нефтегазовой отрасли, строительстве.

Особого внимания заслуживает применение титана в медицинской сфере. Здесь он получил большое распространение, так как максимально соответствует целям имплантации. Титан является биосовместимым, при этом лёгким и прочным. Титановые изделия используют для замены суставов и костей, из титана делают зубные имплантаты и так далее.

Акционеры должны быть в курсе

По данным интервью, которые дал Сергей Степанов, бывший генеральный директор ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», для «РБК» и «Интерфакса», все сегменты бизнеса компании, кроме авиации, остаются стабильными или развиваются. Рост в медицинском сегменте составляет 15–20%, также увеличивается спрос в индустриальном секторе.

Задачи по дальнейшему развитию можно разделить на три группы:

  • 2020–2021 гг. — антикризисный менеджмент, который включает в себя сокращение инвестиционной программы и затрат, стабилизацию денежных потоков;

  • 2021 г. — подготовка к росту заказов в авиастроительном секторе в 2022–2023 гг., а также умеренная диверсификация в сторону индустриального сектора;

  • 2025–2027 гг. — новые продукты: 3D-принтинг и титановые порошки, а также производство комплектующих, полностью готовых для установки в самолёт.

В 2021 г. продажи титановой продукции ожидаются в объёме 2 тыс. т в месяц, при этом сегментация будет иной. Если в 2019 г. на долю авиационной отрасли приходилось 80% от всего произведённого объёма, то в 2021 г. ожидается 60–65%, остальное — индустриальные продажи.

Кроме того, в 2023–2024 г. корпорация рассчитывает увеличить показатель EBITDA в два-три раза по сравнению с показателями 2019 г.: это около 1 млрд долл., или 40 тыс. т титановой продукции.

Для достижения поставленной цели в планах «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» — сосредоточиться на трёх сегментах: расширение мощностей по производству авиационных деталей, увеличение мощностей по производству плоского проката, большая работа в ещё не освоенном до конца сегменте по производству сортового проката.

Финансовые и операционные результаты компании

Объём реализации титановой продукции, тыс. т

Рис. 4. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО
Рис. 4. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

В I полугодии 2021 г. объём продаж титановой продукции, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. Но от 2021 г. корпорация не ждала больших объёмов продаж, это был год подготовки компании к росту заказов в авиастроительном секторе, а также умеренного расширения в индустриальный сектор.

На Dubai Airshow «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и Boeing подписали меморандум о расширении стратегического партнёрства, из которого следует, что компании:

  • увеличат загрузку совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing;

  • увеличат объём инвестиций в НИОКР, продолжат создавать новые титановые сплавы, разрабатывать и внедрять инновационные технологии;

  • найдут новые возможности производства на «ВСМПО-АВИСМА» дополнительных титановых узлов и компонентов, кроме закупок сырья и штамповок, для существующих и перспективных моделей гражданских самолётов Boeing.

Прогнозный объём реализации титановой продукции, тыс. т

Рис. 5. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании
Рис. 5. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании

Планы корпорации по производству титановой продукции на 2021 г. были заявлены в размере 2 тыс. т в месяц. За I полугодие «ВСМПО-АВИСМА» реализовала 11,1 тыс. т титановой продукции. По итогам 2021 г. можно ожидать общую реализацию на уровне 21–23 тыс. т.

При этом, если учитывать планы компании по реализации продукции в 2022–2023 гг. (до 40 тыс. т) и уже подписанный меморандум с Boeing о расширении сотрудничества, то это означает фактическое удвоение операционных результатов. В финансовом выражении достижение плана означает получение 1 млрд долл. EBITDA к 2023 г., или 71,2 млрд руб.

Прогноз EBITDA «Корпорации ВСМПО-АВИСМА», млн руб.

Рис. 6. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО
Рис. 6. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Если планы по продажам титановой продукции реализуются, то при достижении EBITDA в 1 млрд долл. этот финансовый показатель может вырасти к показателю 2021 г. на 138%.

Текущая оценка по EV/EBITDA не выглядит привлекательной, так как EBITDA по итогам 2021 г. ожидается небольшой. Но как она сможет измениться в будущем при сохранении текущей структуры баланса?

Возможная оценка по EV/EBITDA в 2021–2023 гг.

Рис. 7. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО
Рис. 7. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Если текущая структура баланса в части денежных средств и задолженности сохранится, а корпорация достигнет планов по увеличению EBITDA в 2023 г. до 1 млрд долл., или 71,2 млрд руб. (исходя из средневзвешенного курса доллара к рублю по итогам 2020 г.), то оценка к тому периоду, при условии, что покупка совершена по текущим ценам, может составлять 8 EV/EBITDA.

Однако что заставляет акции «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» расти сейчас, когда оценка составляет 19,2 EV/EBITDA?

Топливо для роста

По итогам 2019 и 2020 гг. «ВСМПО-АВИСМА» не выплачивала дивиденды. Такое решение могло быть связано с тяжёлым положением корпорации на рынке. Вместо дивидендов акционеры получили обратный выкуп, а стоимость акций с октября 2020 г. прибавила 200%. На балансе ООО «Авитранс» (подконтрольная эмитенту организация) числится 77 618 обыкновенных акций «ВСМПО-АВИСМА», или 0,6732% от уставного капитала.

Кроме обратного выкупа, на помощь корпорации пришёл рост продаж сопутствующей продукции и цен на неё.

Продажи ферротитана и алюминия «ВСМПО-АВИСМА», тыс. т

Рис. 8. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО
Рис. 8. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Ситуация с ценами на ферротитан — это контрцикличный пример цен на титан. Когда рынок авиационного титана падает, то цены на ферротитан растут. Это связано с объёмом плавки титана, а поскольку плавка упала, спрос и цены на ферротитан начали расти. Корпорация нарастила поставки этого металла, а также алюминия, воспользовавшись благоприятной рыночной конъюнктурой.

Динамика цен на ферротитан, долл./т

Рис. 9. Источник: диаграмма построена автором на основании данных о средних ценах на титан
Рис. 9. Источник: диаграмма построена автором на основании данных о средних ценах на титан

Горизонт для титана

Сейчас цена на акции «ВСМПО-АВИСМА» не кажется низкой и вряд ли вернётся к уровням октября — ноября 2020 г. Однако корпорация тоже не стоит на месте: в планах — достичь EBITDA в 1 млрд долл. к 2022–2023 гг. и расширить бизнес в направлении индустриальной отрасли и медицины.

Кроме того, «ВСМПО-АВИСМА» планирует осваивать новые ниши и диверсифицировать бизнес: развивать 3D-принтинг и производить готовые к установке изделия, то есть продукт с высокой добавленной стоимостью. Однако пока трудно оценить, как это отразится на EBITDA и в целом на финансовых показателях. На текущий момент подталкивать вверх акции «ВСМПО-АВИСМА» продолжает с помощью обратного выкупа ООО «Авитранс».

__

Чтобы «Открытый журнал» день ото дня становился лучше, нам важно знать ваше мнение о нём. Делитесь впечатлениями, предложениями, пожеланиями, задавайте вопросы – форма обратной связи существует именно для того, чтобы мы постоянно находились в диалоге с читателями!

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Частный инвестор
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов