QIWI и голубые океаны

Какой путь развития выбирает уникальная для российского фондового рынка компания

Авторы книги «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков» Ким Чан и Рене Морб объясняли успех Cirque du Soleil отказом от конкуренции: «чтобы побеждать в будущем, компаниям следует прекратить конкурировать между собой. Единственный способ победить конкуренцию это перестать пытаться победить».

Согласно концепции, изложенной в книге, компании могут показать стремительный рост и достичь высоких финансовых результатов в случае создания востребованного продукта на новом рынке, где практически не существует конкурентов (в голубых океанах), вместо того чтобы конкурировать на малоприбыльных рынках (в алых океанах).

Технологии делают нашу жизнь удобнее и открывают новые возможности. Ещё 15 лет назад стационарный телефон был дома практически у каждого. На смену им пришли мобильные телефоны, затем смартфоны, 4G, мессенджеры. Всё это не только упростило общение между людьми, но и открыло новые рынки. Сегодня мы говорим про работу из дома и онлайн-образование как про нечто обыденное. Но, как и без технологий, современный мир нельзя представить без удобных средств расчёта. Мы оплачиваем всё: коммунальные услуги, продукты питания, бензин, ипотеки, визиты к врачам и другим специалистам, налоги и прочее. Кроме того, предприятия должны рассчитываться согласно заключённым контрактам, выплачивать заработную плату. Денежные платежи — это «кровеносная система» экономики.

Теперь представим, что будет, если инновационные технологичные решения внедрить в «кровеносную систему» экономики. Так образуется голубой океан.

«Цифровой киллер» под флагом QIWI

В апреле 2021 г. компания QIWI запустила новый бренд QIWI Business, и в него вошла группа компаний: «КИВИ Банк», уже не стартап ROWI, маркетинговая платформа Flocktory, Contact и т.д. Если раньше QIWI ориентировалась на сегмент b2c, то сейчас это компания оказывает услуги преимущественно b2b и b2b2c. Появилась необходимость сконцентрироваться на бизнес-сегменте, отсюда и появление нового бренда.

QIWI и финансирование предпринимательства.

В декабре 2021 г. Андрей Протопопов, генеральный директор QIWI, рассказал, почему компания выбрала эту бизнес-модель. QIWI Business концентрируется на разработке точечных решений и цифровизирует различные нишевые рынки. У «цифрового киллера» должен быть заказчик и объект. Заказчиком выступает бизнес, именно для него QIWI оказывает услуги: таксопарки, веб-студии, МФО, туристические компании и др. Объект — неудобный платёжный сервис, который предоставляет рынок.

Об одном из таких решений, которое компания разработала для таксопарков, мы говорили ранее, но есть и другие, разработанные под white label.

Рис. 1. Направление деятельности QIWI Business
Рис. 1. Направление деятельности QIWI Business

В конце 2020 г. стало известно о том, что «МТС» открывает необанк для геймеров NUUM. Необанк не специализируется на классическом банковском обслуживании, а создаёт продукт для отдельной категории людей, у которых хобби — компьютерные игры. Клиенты банка, совершая операции по карте NUUM, получают вознаграждение в виде бонусов, поинтов, и обменивают их на игровые товары и валюты. А поскольку NUUM — прогрессивный необанк, то и его карты — прогрессивные, виртуальные.

Очередной пример работы в голубом океане, рынке без конкуренции, который ждал появления удобного продукта. Ранее для геймеров, число которых с каждым годом только растёт, не было персонального продукта.

QIWI предоставляет для NUUM платёжный процессинг на базе своей инфраструктуры, чтобы пользователи могли выпускать свои виртуальные карты, а продавцы — реализовывать игровые товары. Это является примером white label решения, при этом заказчиком выступила крупная российская публичная компания.

Обойдёмся без экосистем

Развитие экосистем среди крупных российских бизнесов уже стало мейнстримом. Собственную экосистему стараются создать банки, ритейл, сотовые операторы. Однако это не единственный источник роста для компании, и альтернативой могут стать партнёрство и коллаборации.

После продажи «Точки» QIWI остаётся партнёром компании, предоставляя ей технологические решения и развивая b2b2c направление. В этом принципиальное отличие компании от других, в том числе финансовых компаний. Экосистема предполагает закрытость и удержание клиента внутри себя при помощи дополнительных услуг, продуктов, сервисов. QIWI Business пошли по иному пути — компания развивает партнёрство, предоставляет свои компетенции, экспертизу и решения в финансовой сфере для неограниченного круга лиц.

Невидимый M&A Сергея Солонина и стратегия QIWI

Сергей Солонин, ключевой акционер, обладающим конечным контролем над QIWI, за последнее время сделал много инвестиций.

В конце 2020 г. Солонин приобрёл долю в «Like Центре» — компании, которая продаёт учебные курсы для предпринимателей. Позже он вложился в бразильскую онлайн школу EBAC Online, среди инвесторов которой Baring Vostok и Angelsdeck.

В ноябре 2021 г. стало известно, что Сергей Солонин вложился в Collider — комьюнити tech-предпринимателей на базе коворкинга Collider.

В начале декабря 2021 г. была опубликована новость о том, что Солонин купил долю в фитнес-сервисе Fitmost.

В конце января 2022 г. «Зеркодер» привлекла инвестиции от Сергея Солонина, а в начале февраля 2022 г. Сергея заинтересовал Restik — сервис облачных решений для ресторанов.

Все инвестиции, которые сделал Сергей Солонин, комплементарны с QIWI и направлениями деятельности компании. Инвестиции Солонина могут быть частью работы по усилению компетенции компании в IT, а также по поиску стартапов для дальнейшей интеграции с QIWI.

В 2022 г. от компании ждут новой стратегии и дальнейшего вектора развития в области финтеха. При этом уже понятны некоторые направления бизнеса QIWI. Инвесторы ожидают продолжения работы с капиталом, как это было заявлено в сентябре 2021 г.

Рис. 2. Стратегия распределения капитала группы. Источник: сайт компании
Рис. 2. Стратегия распределения капитала группы. Источник: сайт компании

Так что же это за птица?

QIWI сейчас и QIWI десять лет назад — это два разных бизнеса. Сейчас компания в большей степени является финтехом, так как специализируется на разработке финансовых решений, интегрируя их в собственную инфраструктуру. При этом QIWI остаётся на рынке платежей, так как понимает потребности недообслуженных сегментов — всё больше людей, предпринимателей, компаний испытывают потребность в персонализированном подходе.

Ранее мы оценивали компанию через рост капитала, то есть как классический банк. Но QIWI больше финтех-компания, нежели классический банк. Поэтому предположение о стоимости компании через капитал носит скорее теоретический, чем практический характер. В реальности же большую роль играют нематериальные активы, те решения, которые будет предлагать QIWI на необслуженном рынке, их рост и скорость внедрения. Однако в совокупности это может составить представление о будущем направлении деятельности и развитии компании.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Частный инвестор
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов