Роль Центробанка в экономике страны может кардинально измениться

По какому курсу пойдёт Банк России после переназначения главы: возможные сценарии

На прошлой неделе депутаты Государственной думы Российской Федерации проголосовали за утверждение внесённой президентом Владимиром Путиным кандидатуры Эльвиры Набиуллиной на пост председателя Банка России.

Ближайшие задачи

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина во время своего отчёта перед депутатами Госдумы сообщила о возможности дальнейшего снижения ключевой ставки в ближайшее время. При этом она допускает, что повышенная инфляция будет сохраняться ещё какое-то время.

«По мере стабилизации ситуации на финансовом рынке, по мере снижения инфляционного давления мы начали снижать и ключевую ставку. Даже не дожидаясь планового совета директоров, мы снизили ставку до 17%. И будем рассматривать возможность её дальнейшего снижения на следующих заседаниях», — пояснила депутатам глава ЦБ.

С одной стороны, Центробанк убедился, что рост цен в России сегодня носит немонетарный характер и его нельзя притормозить, повышая ставку. Решение о повышении ставки до 20% было принято, чтобы снизить масштаб резких спекулятивных движений на финансовых рынках. Причём это была не единственная и не самая важная мера.

Более важные действия были предприняты в сфере валютного регулирования. Они были направлены на ограничение возможности покупки наличной валюты внутри страны и на введение особых мер в отношении внешнеторговых расчётов и возможностей экспортёров распоряжаться своей валютной выручкой. Именно эти меры позволили стабилизировать рубль.

Весь комплекс принятых мер, особенно в сочетании с введёнными на Западе санкциями против ряда российских банков и компаний, в значительной степени разорвал связь российской экономики России с экономикой глобальной, по крайней мере в финансовой сфере. Это снизило действенность механизмов внешнего санкционного давления на экономику страны.

Теперь российская экономика должна перестроиться в соответствии с новой реальностью, о чём и сказала Эльвира Набиуллина, выступая перед депутатами Государственной думы.

Как подчеркнула глава ЦБ, изменения обязательно затронут финансовую сферу, которая «должна переориентироваться на выполнение задачи перед экономикой». По мере этой трансформации будет изменяться и политика ЦБ, причём не только в отношении ключевой ставки.

Разберём несколько возможных сценариев развития ситуации.

Жёсткая автаркия

Если американской дипломатии удастся заставить Индию присоединиться к санкциям против России и вынудить крупные китайские компании соблюдать осторожность в их деловом взаимодействии с российскими компаниями, Россия будет реализовывать сценарий импортозамещения по очень широкому спектру товаров.

Проблемы с закупкой промышленного оборудования, пусть и через третьи страны и подставные компании, необходимого для этого импортозамещения, вызовет необходимость более жёсткого контроля над валютной выручкой экспортёров и более жёсткой координации действий импортёров. Институционально это может происходить в разных форматах, но при любом из них будут те или иные ограничения на конвертацию рублей в иностранную валюту. При этом внутри страны ключевая ставка может понижаться довольно значительно, не обращая внимания на инфляцию (поскольку понятно, что в ближайшее время она будет носить структурный характер). Вопрос только в том, как будет организован внутренний инвестиционный контур российской экономики: за счёт банковской системы (которой надо научиться работать не с залогами, а кредитовать проекты) или за счёт выделения денег на инфраструктурные проекты через бюджетные кредиты, покупку облигаций на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и другие формы небанковского государственного финансирования.

Однако развитие малого и среднего бизнеса — а значит, более полное насыщение потребительского рынка отечественной продукцией — за счёт небанковского бюджетного финансирования представить себе значительно сложнее, чем классическую схему получения предпринимателями кредитов под адекватную ставку. И если программы льготного бюджетного кредитования у нас где-то работают, то культура проектного финансирования в банках отсутствует. В связи с этим есть вероятность, что при снижении ставки кредиты в первую очередь получат перепродавцы и в лучшем случае прожектёры, а то и авантюристы, которые не смогут вернуть взятые кредиты.

Мир валютных зон

Один из первых проявившихся признаков распада мира на валютные зоны — это перевод двухсторонней торговли между странами на национальные валюты. Причём в последнее время этим занимается не только Россия. Китай уже подписал соглашения и ведёт переговоры со многими странами Юго-Восточной Азии о переводе торговых расчётов в национальные валюты — что на самом деле означает перевод торговли в юани. О том же идут переговоры КНР с Саудовской Аравией, в которой на Китай приходится четверть экспорта нефти. Даже Япония, несмотря на свою принадлежность к коллективному Западу, начала переговоры о переводе своей торговли с рядом стран Азиатско-Тихоокеанского региона на национальные валюты — то есть на иены, относительно которых и будет определяться курс национальных валют стран-контрагентов.

И у России в таком формате международной торговли есть большой потенциал. Российский сырьевой и продовольственный экспорт в значительной части вполне можно перевести на торговлю в рублях. Это очень большие суммы и обширные территории. Полностью войти в рублёвую зону большинство этих стран не сможет и не захочет. Но Турция уже готова торговать в рублях, причём не только платить за газ, но и по ряду других позиций. Египет тоже может вести многие расчёты с Россией в рублях. Иран заинтересован в расширении экономического сотрудничества, и, даже не рассчитывая вовлечь его полностью в рублёвую зону, можно выстраивать с ним многогранные экономические отношения, не прибегая к доллару как к средству расчётов.

Для обеспечения такого формата сотрудничества необходимо будет создать двухсторонние структуры по обеспечению клиринговых расчётов. Переговоры с Индией на эту тему уже ведутся. Когда эта система заработает, можно будет взять её за образец в торговле с другими странами.

При этом возникает вопрос к эмиссионной политике Банка России. Расширение объёма рублёвых расчётов потребует и соответствующего увеличения денежной массы. И очень многое будет зависеть от того, как она будет проводиться — будет ли это техническая мера для структур, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность, или это будет эмиссия, запускающая мультипликатор внутреннего экономического роста и только попутно обслуживающая внешнюю экспансию рубля.

Такой сценарий предусматривает создание новых институтов, которые будут управлять экономическим ростом. Это уже за пределами зоны ответственности ЦБ, но он должен будет тесно координировать свою политику с этими институтами.

Общий рынок ШОС

Оптимистический сценарий грядущей структурной перестройки российской экономики заключается в изменении большого экономического пространства к форматам, которые предусматривают работу по единым правилам и дают возможности более тесного сотрудничества.

Речь идёт о развитии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и её эволюции во что-то вроде раннего Общего рынка, когда государства сохраняют свою национальную самостоятельность. Но при этом экономическое сотрудничество между ними подчинено единым правилам, таможенные тарифы и другие ограничения на экономические взаимодействия снижаются и постепенно создаётся единое экономическое пространство.

Единое экономическое пространство предусматривает чёткие правила хождения и конвертации национальных валют. У сильных валют будет сфера обращения шире, но и ответственность их центробанков будет выше. Это даст новые рынки крупным и, возможно, не очень крупным, но предлагающим уникальную продукцию российским предприятиям. Наконец, внутри единого экономического пространства будут постепенно сниматься барьеры на движение капитала. Это даст крупным российским экономическим субъектам новое направление экспансии взамен утраченного на Западе. Но такое положение дел будет предъявлять повышенные требования и к деятельности ЦБ РФ. Перед ним в полный рост встанут не только все те задачи, которые решались до возникновения нынешней ситуации. Дополнительно надо будет взаимодействовать с центробанками ведущих стран ШОС, чтобы Россия в создаваемом на основе нового общего рынка финансовом пространстве не оказалась в неравноправном положении. А внутри страны вести такое тонкое регулирование движения капитала, чтобы его экспансия на пространство ШОС не обескровливала экономическое развитие России, а стимулировала его.

Для решения этих задач могут понадобиться и другие институты, кроме ЦБ, но и Центробанк должен будет серьёзно изменить формат своей работу, расширить круг решаемых задач и перечень инструментов, которые применяются для их решения.