Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: как менялась загрузка российских терминалов

Новые направления поставок означают более длинные маршруты транспортировки нефти

В условиях отказа Европы от российских энергоносителей Россия стала переориентировать нефтяной экспорт в другие регионы. Однако большинство портовых терминалов для отгрузки нефти расположено с учётом прежних направлений.

До начала октября 2022 г. это обстоятельство почти никак не влияло на экспорт нефти морским путём.

Морской экспорт российской нефти по регионам загрузки танкеров

Рис. 1. Распределение отгрузки российской нефти по регионам расположения терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com
Рис. 1. Распределение отгрузки российской нефти по регионам расположения терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

До конца февраля средненедельный объём отгрузки российской нефти танкерами колебался от 2,42 до 3,41 млн баррелей в день. Причём максимальное значение пришлось на последнюю неделю до 24 февраля. В последующие недели объём изменялся примерно в тех же пределах.

Минимальные уровни зафиксированы:

  • с 19 по 25 марта — в среднем 2,49 млн баррелей в день,
  • с 18 по 24 июня — в среднем 2,9 млн баррелей,
  • с 10 по 16 сентября — в среднем 2,54 млн баррелей.

Максимальные показатели наблюдались:

  • с 1 по 8 апреля — в среднем 3,84 млн баррелей в день,
  • с 15 по 22 апреля — в среднем 4 млн баррелей,
  • с 27 мая по 3 июня — 3,69 млн баррелей,
  • с 29 октября по 4 ноября — 3,6 млн баррелей в день.

При этом отгрузка нефти из российских портов Балтийского моря в среднем незначительно возросла. В начале года она колебалась в пределах 0,94–1,46 млн баррелей в день, а после начала СВО — 1,04–1,88 млн баррелей (за исключением недели с 10 по 16 сентября, когда из балтийских портов отправлялось в среднем 830 тыс. баррелей в день). Последние семь недель она не опускалась ниже 1,25 млн баррелей, а с 22 октября до 4 ноября из Усть-Луги и Приморска отправлялось от 1,36 до 1,46 млн баррелей нефти ежедневно.

Регионы поставки российской нефти из Приморска и Усть-Луги на Балтике

Рис. 2. Еженедельная отгрузка российской нефти с балтийских терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com
Рис. 2. Еженедельная отгрузка российской нефти с балтийских терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Поставки в Северную Европу (к которой Bloomberg относит не только Скандинавию и Прибалтику, но и Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию) заметно снизились с 1,15 млн баррелей в день в начале января до 100–310 тыс. баррелей к апрелю. А с конца октября отправка танкеров в эти страны стала эпизодической.

Поставки в Средиземноморье, которые в январе-феврале составляли не более 310 тыс. баррелей в день, увеличились, достигая в определённые недели 630 и даже 730 тыс. баррелей ежедневно. При этом основными покупателями российской нефти выступают Италия и Турция. Незначительные объёмы отправляются в Хорватию, а Греция и другие покупатели практически полностью прекратили закупки.

С основного нефтяного экспортного терминала РФ на Чёрном море в Новороссийске отгрузка нефти с марта 2022 г. в среднем возросла.

Регионы поставки российской нефти из Новороссийска

Рис. 3. Еженедельная отгрузка российской нефти с терминала в Новороссийске, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com
Рис. 3. Еженедельная отгрузка российской нефти с терминала в Новороссийске, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Однако с 15 по 21 октября и с 12 по 18 ноября наблюдались провалы. Но при тех объёмах нефти, которые вывозятся по Чёрному морю, это может быть связано с графиком движения танкеров, не успевающих загрузиться и отправиться на запланированной неделе.

Наиболее стабильно нефть отправляется в страны Причерноморья (Болгарию и Румынию, причём доля Румынии уменьшается, а Болгарии — растёт). Поставки в Средиземноморье сильно колеблются от недели к неделе (а покупателями выступают Турция и Италия).

Третье направление — это Азия, в которую до 25 февраля поставки из Новороссийска не осуществлялись. В дальнейшем объёмы отгрузки нефти в этом направлении колебались, что также может быть связано с графиком прихода танкеров под загрузку.

Транспортировка нефти с российских тихоокеанских терминалов (из Козьмино, Де-Кастри и с острова Сахалин) тоже претерпела изменения — её объёмы стали более стабильными.

Регионы поставки российской нефти с тихоокеанских терминалов

Рис. 4. Еженедельная отгрузка российской нефти с тихоокеанских терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com
Рис. 4. Еженедельная отгрузка российской нефти с тихоокеанских терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

В начале 2022 г. объёмы поставок значительно менялись каждую неделю. Наблюдалось разнообразие в направлениях отгрузки: кроме Китая, нефть шла в Южную Корею, США и Японию. Затем поставки в страны, находящиеся в фарватере американской политики, стали сокращаться (по их инициативе). С середины мая до середины июня практически единственным покупателем российской нефти с тихоокеанских терминалов стал Китай (728–942 тыс. баррелей в день). Но со второй половины июня небольшой объём (105–209 тыс. баррелей) стал более или менее стабильно отправляться в Индию. С начала ноября ещё по 105 тыс. баррелей в день стало отгружаться танкерами, место назначения которых не указывалось.

Морской экспорт нефти через Мурманск также претерпел изменения. Эпизодические поставки в Северную Америку теперь неактуальны. Поставки нефти в страны Северной Европы снизились, но не прекратились: с 15 по 21 октября из Мурманска в эти страны отгружалось в среднем 300 тыс. баррелей в день. Несколько увеличились объёмы нефти, отправляемой из Мурманска в Средиземноморье, а также возросла доля Азии.

Регионы поставки российской арктической нефти

Рис. 5. Еженедельная отгрузка российской нефти из Мурманска, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com
Рис. 5. Еженедельная отгрузка российской нефти из Мурманска, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Для экспорта российской нефти из тихоокеанских портов смена покупателей означает, что танкерам теперь надо преодолевать более существенные расстояния. Но путь в Китай ненамного длиннее маршрутов в Южную Корею или Японию, в отличие от пути в Индию.

Но эта разница ещё более значительна для европейских портов России. И из Новороссийска, и с Балтики, и из Мурманска танкерам нужно идти через Суэцкий канал и вдоль южного побережья Азии. Причём судам, выходящим из Мурманска или из балтийских портов, придётся также огибать Европу.

У Мурманска есть и короткий маршрут по Северному морскому пути, но для его использования необходимы танкеры ледового класса, которых не очень много.

В сложившихся условиях узким местом для российского морского экспорта нефти может стать нехватка свободных танкеров, о чём говорит мониторинг их отплытия за последние четыре недели.

Отправка танкеров из российских портов

Рис. 6. Еженедельная отгрузка российской нефти из разных портов, кол-во танкеров. Источник: bloomberg.com
Рис. 6. Еженедельная отгрузка российской нефти из разных портов, кол-во танкеров. Источник: bloomberg.com
Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Экономический обозреватель
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов