Бум на рынке люксовых яхт - роста спроса на рынке в 2021 году

От ковида — на яхте

Пандемия и коронакризис спровоцировали ажиотажный спрос на персональные суда — чем это напоминает ситуацию 2007 года
Экономический обозреватель

Недавно в США прошло юбилейное 60-е Международное яхтенное шоу в Форт-Лодердейле. Это одна из крупнейших яхтенных выставок в мире, для участия в которой во Флориду ежегодно приезжают лучшие проектировщики, дизайнеры и строители яхт, производители яхтенного оборудования и аксессуаров, брокеры и представители организаций — поставщиков иных связанных с яхтенной индустрией продуктов и услуг.

Рис. 1. Территория Международного яхтенного шоу в Форт-Лодердейле. Источник: 2yachts.com
Рис. 1. Территория Международного яхтенного шоу в Форт-Лодердейле. Источник: 2yachts.com

В этом году количество причалов увеличилось, и площадь, занимаемая выставкой, превысила 3 млн м2. На яхтенном шоу были представлены лучшие модели лодок, катеров и яхт всех категорий и назначений. Но наибольшее внимание привлекли выставленные суперяхты и экспозиции ведущих мировых верфей. Эта отрасль испытывает сейчас бурный рост.

Продажи люксовых яхт растут

За I квартал 2021 г. было отмечено увеличение на 28% количества контрактов на строительство новых люксовых яхт и продажи подержанных «лодок» — так среди владельцев называют роскошные прогулочные корабли длиной от 100 м — по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Сначала это сочли за проявление восстановительного роста отрасли после сокращения заказов в пандемию. Но последующее развитие событий показало, что рост спроса на суперяхты имеет другую причину.

По данным газеты The Times, которая ссылается на яхтенных брокеров и отраслевое издание Superyacht Group, продажи крупных люксовых яхт (длиной более 30 м) выросли за первые девять месяцев 2021 г. до максимального за последние двенадцать лет значения. По сравнению с январём—сентябрём 2019 г., то есть последним аналогичным периодом до начала пандемии, за первые девять месяцев 2021 г. увеличение продаж составило 8%.

В течение этого периода заказчикам было передано более 200 новых яхт (за тот же период 2019 г. — 165 яхт). Ещё около 330 единиц находится на стапелях или спущено на воду, и на них завершается отделка. Окончание работ и передача яхт заказчикам должны состояться до 2023 г.

Яхта для Джеффа Безоса

Недавно на голландской верфи Oceanco в Звейндрехте закончили строительство корпуса гигантской роскошной парусной яхты Y721, заказчиком которой журналисты называют Джеффа Безоса.

Рис. 2. Яхта Y721. Источник: boatinternational.com
Рис. 2. Яхта Y721. Источник: boatinternational.com

Строительство судна обойдётся не менее 500 млн долл., точная цифра не разглашается. Яхта будет достраиваться и отделываться в Алблассердаме, куда её перевезли на специальном пароме.

Y721 представляет собой трёхпалубную яхту общей длиной 127 м, или 417 футов. Она будет иметь три мачты и бушприт, а также чёрный корпус и общий классический элегантный силуэт и станет самой большой парусной яхтой в мире.

Рис. 3. Траспортировка Y721 к месту достройки. Источник: boatinternational.com
Рис. 3. Траспортировка Y721 к месту достройки. Источник: boatinternational.com
Рынок перегрет?

Верфь MB92 в Барселоне заполнена лодками длиной до 180 м. Около 1000 рабочих красят, ремонтируют двигатели и проводят другое техническое обслуживание.

Рис. 4. Верфь МВ92 Group в Барселоне. Источник: mb92.com
Рис. 4. Верфь МВ92 Group в Барселоне. Источник: mb92.com

Растут не только продажи, но и количество сделок по аренде лодок: по данным исследования Reportlinker, объём мирового рынка чартерных яхт оценивался в 11,88 млрд долл. в 2020 г. и может достичь 12,60 млрд долл. в 2021 г. и 17,19 млрд долл. к 2026 г.

На крупнейших мировых верфях заказы расписаны на три-пять лет вперёд, а уже побывавшие в эксплуатации лодки, от которых по тем или иным причинам решили избавиться их владельцы, продаются с наценкой. Такого не было с 2007 г., что свидетельствует о явной перегретости рынка.

По сравнению с 2011 г. цены на яхты примерно одного класса (неважно, новые или подержанные) увеличились практически в два раза. «Если раньше 50-метровую лодку можно было построить в Голландии за 25–30 млн долл., то теперь ценники улетели выше 50 млн долл.», — приводит The Forbes комментарий основателя Yacht Harbour Дмитрия Семенихина.

Портфель заказов итальянской яхтенной компании Ferretti в январе—сентябре превысил 900 млн евро, или 1,04 млрд долл., что значительно больше 691 млн евро за весь 2019 г.

У Azimut Benetti, ещё одного итальянского производителя яхт, портфель заказов к августу утроился до 1,2 млрд евро по сравнению с 2020 г., в основном за счёт увеличения количества клиентов из США. «Настоящий бум начался прошлой весной», — утверждает исполнительный директор Azimut Benetti Марко Валле. Причём если в допандемийную эпоху клиенты предпочитали подождать, когда не было готовой яхты нужного размера, то теперь покупатели соглашаются даже на лодки меньшего размера.

Рис. 5. Яхты итальянской верфи Azimut Benetti. Источник: azimutbenetti.it
Рис. 5. Яхты итальянской верфи Azimut Benetti. Источник: azimutbenetti.it
Причины яхтенного бума

Вынужденная самоизоляция в период пандемии по-разному переносится в собственном доме, пусть и просторном, но прикованном к одному месту, и на собственной яхте, которая может перемещаться из одного уголка мира в другой. Однако нужно, чтобы она обладала достаточным уровнем комфорта.

«Некоторые видели, что их сверхбогатые друзья, владеющие яхтами, хорошо провели время во время пандемии», — приводит в своём отраслевом обзоре Reuters слова Пепе Гарсии, председателя испанской верфи MB92 — ведущей в мире фирмы по ремонту суперяхт. Он прогнозирует, что бум в яхтостроении продлится ещё несколько лет.

The Times связывает бурный рост спроса на суперяхты с ростом числа миллиардеров, которое с прошлого года увеличилось на 660 человек и достигло 2755, что является историческим максимумом.

Рис. 6. Число миллиардеров в мире. Источник: Forbes
Рис. 6. Число миллиардеров в мире. Источник: Forbes

Ещё один фактор роста спроса на большие яхты — трансформация сегмента морских круизов туристического сектора. По информации Международной ассоциации круизных линий, из-за строгих мер по борьбе с коронавирусом только половина крупных круизных лайнеров вернулась в море к сентябрю этого года. В то же время сектор яхтенных круизов получает множество заявок, несмотря на сохраняющиеся опасения по поводу заражения и дополнительные расходы на тестирование и прививки. Это толкает операторов яхтенных круизов на расширение своего флота.

Испанская туристическая группа Amadeus опубликовала прогноз, в котором утверждается, что в 2022 г. спрос на круизы будет расти.

Недельный чартер класса люкс для двенадцати пассажиров в Греции или Италии может стоить от 300 тыс. до 500 тыс. евро. На борту есть спа-салоны, рестораны уровня Michelin, путешественникам доступны уроки водного спорта и фитнес-классы.

По данным национального совета по туризму Хорватии, популярного места яхтенного туризма, в этом году до середины октября чартером на яхте воспользовались около 433 тыс. человек, что на 88% больше, чем за весь 2020 г.

Сохранится ли спрос в дальнейшем?

Бум на рынке люксовых яхт можно сравнить с ситуацией 2007 г. Продолжение роста спроса будет зависеть не от продолжения экономического роста, а от увеличения количества миллиардеров. Что касается спроса на яхтенные круизы, то в условиях продолжающейся пандемии он сохранится на высоком уровне.

__

Понравился материал? Не молчите – поделитесь впечатлениями и пожеланиями с редакцией! Сделать это можно через форму обратной связи, также туда можно направить любые вопросы по интересующим темам. Ждём!

Вам также может понравиться: