Обзор финансовых показателей транспортного сектора S&P 500

Анализируем и сравниваем крупнейшие американские транспортные и железнодорожные компании
Алексей Шемякин
Частный инвестор

Краткое описание деятельности рассматриваемых компаний можно найти в предыдущей статье. Из транспортного сектора S&P 500 рассмотрим транспортные компании и железнодорожных перевозчиков.

Транспортные компании

Если попытаться кратко охарактеризовать компании в сегменте, то можно сказать, что это высокорентабельные низкомаржинальные бизнесы. Маржа операционной прибыли едва превышает 10%, ROE у всех компаний стабильно выше 25%.

Рис. 1. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 1. Диаграммы построены по данным EDGAR

По рентабельности на собственный капитал FedEx выглядит явным аутсайдером. А ROE United Parcel Services настолько высокий, что кажется, как будто имеет место ошибка в исходных данных. Однако в случае UPS всё посчитано правильно. Например, на начало 2019 г. собственный капитал компании составлял 3,037 млрд долл., а в конце — 3,283 млрд, чистая прибыль по итогам года — 4,44 млрд долл.

Естественным будет предположить, что немалую роль в таком выдающемся результате играют заёмные средства. И действительно, чистый долг UPS на конец 2019 фискального года составляет 20 млрд долл. Компания сильно закредитована, но ситуацию вряд ли можно назвать катастрофической: соотношение «чистый долг / прибыль» равно 4,5.

Если в части отдачи на собственный капитал у транспортных компаний в среднем довольно высокие показатели, то динамика чистой прибыли довольно скромная. В лучшем случае компаниям удаётся постепенно увеличивать свою прибыль. В случае с CHRW уровень прибыли практически не менялся в течение 2015–2017 гг., лишь в 2018 произошли сдвиги в положительную сторону. JBHT в 2017 г. получила налоговую льготу, из-за чего итоговые результаты оказались намного лучше, чем в 2016 г. Без полученной льготы чистая прибыль была бы намного скромнее. UPS, являющаяся явным лидером в сегменте по показателю ROE, по динамике чистой прибыли — один из аутсайдеров. С 2016 г. прибыль UPS упала на 14%. Однако худшая динамика чистой прибыли у FedEx — с 2018 г. она сократилась более чем в три раза.

Рис. 2. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 2. Диаграммы построены по данным EDGAR

С другой стороны, посредственная динамика чистой прибыли не всегда является следствием стагнации в бизнесе. На рисунке ниже показано, что все компании сегмента нарастили выручку за последние пять лет, однако увеличение выручки слабо трансформировалось в соответствующую динамику чистой прибыли.

Рис. 3. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 3. Диаграммы построены по данным EDGAR

Тем не менее, несмотря на скромную динамику операционной и чистой прибыли, компании транспортного сегмента постоянно увеличивают вознаграждения акционерам — как в виде дивиденда на акцию, так и в виде обратных выкупов.

За последние десять лет дивиденд на акцию по всем компаниям сегмента вырос в среднем не меньше чем в два раза. Особенно сильно увеличились дивиденды компании FedEx — с 2010 г. выплата на одну акцию выросла почти в пять раз — на 490%!

В части обратных выкупов все компании смотрятся примерно одинаково. За последние пять лет количество акций в обращении уменьшилось примерно на 5–7%, наиболее активной была EXPD. FedEx в различные периоды проводила как допэмиссии, так и обратные выкупы.

Рис. 4. Количество акций в обращении — по данным EDGAR. Дивидендные истории — по данным открытых источников
Рис. 4. Количество акций в обращении — по данным EDGAR. Дивидендные истории — по данным открытых источников
Железнодорожные компании

Если в сегменте транспортных компаний типичной была ситуация, когда ROE высокий, но маржа операционной прибыли довольно низкая, то у железнодорожных компаний положение выгодно отличается. При немного более низких показателях рентабельности собственного капитала маржа операционной прибыли значительно выше — около 30%.

Рис. 5. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 5. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 6. Динамика прибылей железнодорожных компаний. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 6. Динамика прибылей железнодорожных компаний. Диаграммы построены по данным EDGAR

Первое, что сразу бросается в глаза, — это всплеск чистой прибыли, соответственно, и ROE, по итогам 2017 г. у всех компаний. Это связано с налоговой реформой 2017 г. в США, когда налог снизился с 35% до 21%, что привело к разовым бумажным прибылям. Тем не менее почти у всех железнодорожных перевозчиков это впоследствии способствовало росту прибылей, хотя у NSC они продолжили стагнировать после 2017 г. Для KSU прибыли быстро вернулись практически на «дореформенный» уровень.

Выручка у всех перевозчиков в течение последних лет практически не меняется. Небольшой тренд заметен лишь у KSU. Маржа операционной прибыли у всех компаний стабильна, динамика операционной прибыли совпадает с динамикой выручки.

Рис. 7. Диаграммы построены по данным EDGAR
Рис. 7. Диаграммы построены по данным EDGAR

Отсутствие роста выручки и прибыли, впрочем, не уменьшает инвестиционную привлекательность железнодорожных перевозчиков. Относительно высокая рентабельность собственного капитала и большая маржа операционной прибыли дают простор для возврата прибыли акционерам — как в виде дивидендов, так и в виде обратных выкупов.

По диаграммам ниже видно, что за десять лет размер дивиденда у всех компаний кратно вырос. Самый маленький прирост — у KSU (+89% за семь лет). Рекордсменом по увеличению дивиденда на акцию является UNP — рост почти в семь раз (+585%).

Железнодорожные компании более агрессивно проводят обратные выкупы. Если у транспортных компаний количество акций в обращении за пять лет уменьшилось в среднем на 5–7%, то у железнодорожных перевозчиков — более чем на 10%. Рекордсменами по обратным выкупам являются CSX (уменьшение количества акций на 19,7% за пять лет) и UNP (-18,4%).

Рис. 8. Количество акций в обращении — по данным EDGAR. Дивидендные истории — по данным сторонних сайтов
Рис. 8. Количество акций в обращении — по данным EDGAR. Дивидендные истории — по данным сторонних сайтов

Не является инвестиционной рекомендацией.

__

Кстати, открыть свой первый брокерский счёт можно прямо на нашем сайте. А если всё ещё не готовы выходить на рынок с реальными деньгами — потренируйтесь на демо-счёте. И обязательно подпишитесь на обновления — актуальные и полезные материалы обязательно пригодятся вам в обучении!