Счётная палата представила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2021 г. Предлагаем рассмотреть основные итоги исполнения бюджета по данным прошлого года — сколько составил профицит бюджета, за счёт чего выросли доходы и каким остаётся уровень госдолга.
Макроэкономические показатели
На фоне низкой базы 2020 г. макроэкономические показатели по итогам 2021 г. продемонстрировали значительный рост. В прошлом году российская экономика начала оживать и наращивать обороты по мере восстановления деловой активности и отложенного спроса. Кроме того, росту показателей поспособствовала благоприятная рыночная конъюнктура в виде роста цен на нефть.
Темп прироста ВВП по итогам 2021 г. составил 4,7%, что стало рекордным значением за последние 13 лет. Оценка Росстата оказалась выше прогноза Минэкономразвития, который предполагал, что российская экономика по итогам 2021 г. вырастет на 4,6%. Банк России прогнозировал рост ВВП России по итогам 2021 г. в 4,7%.
Темпы прироста ВВП за последние 10 лет, % к соответствующему периоду предыдущего года

В основном рост российского ВВП был обеспечен приростом в таких отраслях, как платные услуги населению — 17,6%, оптовая торговля — 9,4%, розничная торговля — 7,3%, промышленность — 5,3%.
Реальные доходы населения за год выросли на 3,1%, реальная начисленная заработная плата — на 9,5%.
Единственным видом экономической деятельности, который несколько снизился по итогам 2021 г., стало сельское хозяйство. Показатель уменьшился на 0,9%, что вызвано низким урожаем из-за неблагоприятных погодных условий, повлиявших на валовой сбор зерна, картофеля и овощей. Согласно данным Росстата, валовой сбор зерна снизился на 9,1%, производство пшеницы — на 11,5%, ячменя — на 14%.
Прирост основных макроэкономических показателей в 2021 г., % к 2020 г.

На фоне восстановления спроса и ослабления курса рубля, перебоев с поставками определённых товаров и ростом мировых цен инфляция в России в конце 2021 г. разогналась до 8,4%.
Динамика инфляции, %

Исполнение доходов федерального бюджета
За январь — декабрь 2021 г. доходы федерального бюджета выросли на 35,1% год к году и достигли 25,3 трлн руб. Таким образом, доходы превысили расходы, образовав профицит бюджета в сумме 514,8 млрд руб. Прогнозируемая величина доходов составляла 18,8 трлн руб., а также ожидался дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб.
На значительное превышение фактического исполнения доходов бюджета над прогнозируемыми повлияли:
- рост ВВП;
- рост цен на нефть;
- восстановление нефтегазового и металлургического сектора;
- рост доходов от организаций металлургического, химического и финансового секторов экономики;
- объёмы налогооблагаемого импорта;
- изменение обменного курса рубля к доллару, за счёт чего рублёвая стоимость нефти достигла исторического рекорда.
В основном рост доходов в федеральный бюджет обеспечили:
- налог на добычу полезных ископаемых (сырую нефть),
- НДС,
- вывозные таможенные пошлины на углеводородное сырьё,
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья,
- налог на прибыль организаций.
На объём поступлений оказали влияние не только сложившиеся макроэкономические условия, сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, но и изменения в российском законодательстве, которые изменили размер ставок в рамках завершения «налогового манёвра в нефтегазовой отрасли» и параметры «режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», а также скорректировали размер платы и нормативов зачисления доходов в федеральный бюджет.
Основные виды доходов, по которым в 2021 г. сложилось увеличение (+), снижение (-) поступлений по сравнению с 2020 г., млрд руб.

В структуре поступлений в федеральный бюджет доля нефтегазовых доходов в 2021 г. составила 35,8%, ненефтегазовых — 64,2%. Ненефтегазовые доходы выросли на 20,4% и составили 16,2 трлн руб. Это было вызвано ростом поступлений НДС, налога на прибыль организаций, разовой платы за возмещение вреда, причинённого водным объектам АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», а также за счёт зачисления части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк» (SBER).
Обзор деятельности ПАО «Сбербанк».
Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза и составили 9,1 трлн руб. Это обусловлено увеличением поступлений налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, вывозных таможенных пошлин на нефть, НДПИ в виде углеводородного сырья.
Уровень нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объёме поступлений в 2016–2021 гг., млрд руб.

Доля ненефтегазовых и нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 12,6% и 7% от ВВП соответственно. Если доля ненефтегазовых доходов в ВВП не изменилась, то доля нефтегазовых доходов по сравнению с 2020 г. выросла на 2,1 пп.
Исполнение расходов федерального бюджета
За последние пять лет уровень исполнения расходов федерального бюджета значительно вырос и достиг максимального значения. По итогам 2021 г. его уровень составил 97,5%. По состоянию на 1 января 2022 г. сводная бюджетная роспись составила 25,4 трлн руб., что на 18,1% выше показателя годом ранее. Такое увеличение произошло за счёт переходящего остатка, не использованного в 2020 г., а также за счёт изменения макропрогноза и роста ненефтегазовых доходов. Исполнено расходов федерального бюджета на 24,8 трлн руб.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 10 лет, %

В структуре исполнения расходов федерального бюджета традиционно наибольшую долю занимают расходы:
- на социальную политику (27%),
- на национальную политику (17,7%),
- на национальную оборону (14,4%),
- на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (9,3%),
- на общегосударственные вопросы (7,2%).
Структура исполнения расходов федерального бюджета по разделам, %

ФНБ и госдолг России
По данным Минфина, объём ФНБ по состоянию на 1 января 2022 г. составил 13,6 трлн руб., или 11,7% ВВП, из которых 8,43 трлн руб. — это объём ликвидных средств. Однако, по данным Федерального казначейства, направленным в Счётную палату, остаток ликвидных средств составляет 8,45 трлн руб. Расхождение в расчётах связано с курсовой разницей.
Динамика остатков средств на счетах ФНБ в иностранной валюте в Банке России и размещённых в разрешённые финансовые активы в 2019–2021 гг., млрд руб.

По состоянию на конец 2021 г. объём госдолга России вырос на 10,5% и составил 20,9 трлн руб., или 18,1% утверждённого ВВП. Внутренний госдолг вырос на 11,8% — до 16,5 трлн руб., его доля в общем объёме госдолга РФ увеличилась с 77,9% до 78,8%. Рост внутреннего госдолга России, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, вызван ростом объёма государственного долга по ОФЗ-ПД.
Государственный внешний долг в иностранной валюте вырос на 5,3% и составил 59,7 млрд долл., в рублёвом эквиваленте рост составил 5,9% — до 4,4 трлн руб. В структуре всего госдолга России его доля снизилась с 22,1% до 21,2%.
Динамика объёма государственного долга РФ за 10 лет, млрд руб.

Рис. 9. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
Хотя государственный долг планомерно растёт, он по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире. Кроме того, уровень внешнего долга в рублёвом эквиваленте составляет 4,4 трлн руб., что в три раза меньше объёма ФНБ. Этот факт снижает вероятность дефолта в нашей стране.
Что будет с федеральным бюджетом в ближайшие годы?
По итогам 2021 г. федеральный бюджет оказался в профиците, хотя изначально прогнозировался дефицит. За последние 15 лет профицит федерального бюджета наблюдался всего три раза — в 2006–2008 гг., 2018–2019 гг. и в 2021 г. В предыдущие два периода причина профицита бюджета заключалась в высоких ценах на энергоресурсы и показателях экспорта сырья за рубеж.
В начале декабря 2021 г. президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. Предстоящие три года также прогнозируются профицитными. Однако в свете последних событий — нарастающего экономического и геополитического напряжения — сейчас сложно сказать, какими будут итоги будущих периодов.