Инвестиционный голод импортозамещения: где взять деньги на развитие?

Промышленность лишилась прежних источников инвестиций, а сохранившиеся каналы не нацелены на производство

Сегодня инвестиции для масштабного импортозамещения в России могут быть только внутренними. Западных инвестиций в обозримом будущем не будет, Китай тоже приостановил ряд своих инвестиционных проектов. И хотя бо́льшая часть их была связана с теряющим актуальность проектом «Один пояс — один путь», сама идея вместо зависимости от западных инвестиций впасть в зависимость от китайских не вызывает оптимизма.

Возможности привлекать средства на финансовом рынке не просто сокращаются, а практически исчезли. Объём корпоративных облигаций нефинансового сектора за I полугодие 2022 г. сократился на 491 млрд руб., или на 5,4 %. Причём с 1 марта 2022 г. сокращение составило 420 млрд руб., или 4,6%. Для первичного размещения акций ситуация на отечественном рынке тем более неподходящая.

Ревизия источников инвестиций российской экономики

В условиях закрытия внешних рынков капитала и прекращения функционирования внутреннего рынка финансирования возникает вопрос, откуда возьмутся инвестресурсы на перестройку экономики и создание импортозамещающих производств.

Пока ресурсами для внутренних инвестиций обладают либо экспортёры, либо государство. Экспортёров сложно принудить к инвестициям в отрасли, которые не относятся к сфере их интересов. Можно только изъять через налоги и экспортные пошлины часть их сверхдоходов в бюджет. Но бюджетные вливания в экономику и финансирование инфраструктурных проектов не способны покрыть все потребности в ресурсах для создания новых производств, необходимых для импортозамещения. Кроме того, импортозамещение возможно и путём перепрофилирования уже существующего производства. Но для этого тоже нужны деньги, которых у компании может не оказаться. И тут встаёт вопрос стоимости кредита и его доступности.

Пока у предприятий реального сектора с получением кредитов большие проблемы. Кроме процентной ставки речь идёт также об установленных Центробанком России обязательных резервных требованиях. Коммерческие банки, выдавая кредит, должны в зависимости от его целевого назначения и обеспечения, предоставленного заёмщиком, резервировать в ЦБ определённые суммы, тем больше, чем более рискованным по критериям Банка России является предоставляемый заём.

В августовском докладе ЦБ РФ говорится, что денежно-кредитные условия (ДКУ) продолжают оставаться жёсткими. Несмотря на наблюдаемое снижение ключевой ставки и следующих за ней номинальных кредитных и депозитных ставок, модельная оценка жёсткости ДКУ, рассчитанная Банком России через индекс разрыва ДКУ, показала увеличение жёсткости по сравнению с апрелем. То есть ставки снижаются, а условия предоставления кредитов ужесточаются, и на это влияет одновременно несколько факторов.

Закредитованность и отсутствие залогов

Кредитование под залог — наименее рискованный для банков способ предоставления займов производству. Но резкое изменение экономических условий, вынужденная смена поставщиков, переформатирование логистических цепочек, изменение условий оплаты (чтобы избежать рисков при оплате через западные банки в долларах и евро) — всё это повысило потребность в оборотном капитале и заставило многие российские компании использовать свои кредитные линии для экстренного закрытия этих потребностей. И это уже не говоря о том, что у многих российских компаний такие кредитные линии были открыты в западных банках и им срочно пришлось искать замену.

Но для открытия новых кредитных линий необходимы новые залоги, которых у многих компаний просто не оказалось. Кредитование под залог акций сегодня неактуально в связи с нынешним состоянием российского фондового рынка. А все активы, наиболее подходящие с точки зрения банков на роль залогов, уже заложены.

Проблемы проектного финансирования

Казалось бы, банки могут предоставлять кредиты под выполнение уже заключённых предприятиями госконтрактов. Это позволило бы предприятиям привлекать кредиты, необходимые для перепрофилирования производства. Но часто такая необходимость как раз и является препятствием к заключению госконтракта.

Кроме того, с точки зрения банка даже заключённый госконтракт не является стопроцентным обеспечением: заказчик вправе не принимать работу (и не оплачивать её), если будут выявлены отступления от требований, а исполнитель обязан за свой счёт устранять обнаруженный брак. То есть исполнитель несёт финансовую ответственность за своевременное и качественное выполнение работ. А если у него недостаёт финансов и приходится кредитоваться в банке, то риск такого кредитования для банка очевиден.

В результате складывается ситуация, когда государству остро необходима определённая продукция, есть производитель, который может её изготовить, но у него не хватает средств. А получить кредит он не может, или может, но на таких условиях, которые ведут к серьёзному удорожанию его продукции.

Если же речь идёт об импортозамещении продукции, предназначенной не для государства, а для открытого рынка, то всё ещё сложнее. У банков нет гарантии, в каком объёме будущая продукция найдёт спрос (и найдёт ли). Кроме того, кредитование инвестиций в техническое перевооружение предприятия или создание нового производства — это долгосрочные вложения. А пассивы большинства российских банков максимум среднесрочные или даже до востребования. ЦБ РФ, заботясь об устойчивости банковских организаций, побуждает их не нарушать баланс между структурой активов и пассивов, в том числе и по их длительности.

В результате существующая банковская система (по крайней мере пока) не может служить источником инвестиций для российской промышленности.

Блеск и нищета промышленной ипотеки

Определённый шаг банковского сектора в сторону обслуживания инвестиционного процесса в реальном секторе был сделан благодаря запуску льготной промышленной ипотеки под 5% годовых. Предоставляться льготные ипотечные кредиты на покупку производственных площадок будут на суммы до 500 млн руб. сроком до семи лет. А в случае финансирования строительства производственных площадок на территории индустриальных парков и промышленных технопарков лимит кредита возрастает до 2 млрд руб. на период до десяти лет. Ставка по ипотечным кредитам не должна превышать 5% годовых.

Условия промышленной ипотеки прорабатываются, и пока наиболее вероятно, что речь будет идти только о финансировании строительства производственных зданий, с коммуникациями, но без технологического оборудования, которое компании должны будут приобретать за счёт других источников финансирования.

То есть в первом приближении промышленная ипотека выглядит как инструмент поддержки строительного комплекса через стимулирование его заказчиков. В начале июня, когда премьер-министр РФ Михаил Мишустин впервые объявил о грядущем запуске промышленной ипотеки, перспективы строительной отрасли и вправду внушали опасения. Сейчас загрузка работами по восстановлению освобождённых территорий страхует строителей от жёсткого спада. Здесь льготная ипотека может помочь новым заказчикам в реализации промышленных объектов, которые не будут востребованы ушедшими из России зарубежными фирмами или российскими компаниями, чьи планы оказались перечёркнуты санкциями.

* * *

Ещё одним шагом в направлении стимулирования внутренних инвестиций стала объявленная Мишустиным программа предоставления государственных гарантий по крупным инфраструктурным кредитам. Эти гарантии будут обеспечивать до 50% обязательств по погашению основного долга по кредиту, взятому на срок от 3 до 30 лет. Но только при условии, что доля собственных средств компании в стоимости инфраструктурного проекта, осуществляемого за счёт кредита, составляет не менее 20%. Гарантии предназначены крупному бизнесу, их минимальный размер — 2 млрд руб.

Премьер отметил, что «поддержка государства поможет снизить риски как заёмщиков, так и кредиторов, повысить привлекательность капиталовложений в профильные проекты в важных для развития нашей страны сферах». Но в этой программе речь идёт об инфраструктурных проектах, а не о создании/модернизации производств конкретной продукции (неважно, потребительской или промышленного назначения).

Остаётся открытым вопрос, появится ли программа льготного кредитования промышленных предприятий, которая позволит им приобретать производственное оборудование. Необходимость в этом настолько острая, что уже запущен проект по шерингу (совместному использованию) станков. Смысл проекта в том, чтобы загрузить простаивающее или не до конца загруженное оборудование одних предприятий заказами других, которым этого оборудования недостаёт для изготовления востребованной сегодня продукции. Это своевременная и оригинальная мера, но говорить всерьёз о разворачивании импортозамещающих производств на основе использования арендованных станков, находящихся в чужой собственности (и на чужих площадках), не приходится. Какие-то проблемы это позволит решить, однако искать источники средств для новой индустриализации всё равно придётся.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Экономический обозреватель
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов