75 лет плану Маршалла: необъявленные, но достигнутые цели

Разработку послевоенного восстановления Европы в США начали планировать ещё до перелома во Второй мировой войне

75 лет назад, 13 июля 1947 г., министры иностранных дел 16 стран, днём ранее собравшиеся в Париже на специальную конференцию, одобрили американскую «Программу восстановления Европы» (European Recovery Program), более известную как «план Маршалла». Для её реализации была создана Организация (первоначально — комитет) европейского экономического сотрудничества, задачей которой было составление программы восстановления Европы.

План предусматривал безвозмездное выделение участникам программы из федерального бюджета США средств на восстановление и модернизацию разрушенных в ходе Второй мировой войны промышленности и инфраструктуры. Доля средств выделялась для частичного погашения внешнего долга и финансирования программ социальной поддержки населения. Общий объём безвозмездной помощи в рамках плана Маршалла составил 12,4 млрд долл. (в пересчёте на современные цены — свыше 600 млрд долл.), общая сумма займов для европейских стран превысила 100 млрд долл.

Кому предоставлялась помощь

Сначала, когда программа послевоенного восстановления Европы только разрабатывалась, планировалось оказать помощь только европейским странам — союзницам США по антигитлеровской коалиции, экономика которых сильно пострадала от войны.

Затем их число расширилось, и на Парижской конференции в число участников плана Маршалла вошли 16 европейских стран: подвергшиеся нацистской оккупации Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Греция; воевавшая с Германией с сентября 1939 г. Великобритания; Турция, объявившая войну Германии лишь 23 февраля 1945 г.; так и оставшиеся нейтральными Швеция, Швейцария, Португалия и Ирландия (являвшаяся при этом доминионом Великобритании); находившаяся в составе Третьего рейха Австрия (её посчитали жертвой германской оккупации — аншлюса) и провозгласившая нейтралитет, но оккупированная союзниками в 1940 г. Исландия.

В отношении Германии первоначально позиция США была крайне жёсткой. На встрече Рузвельта и Черчилля в сентябре 1944 г. (на Второй квебекской конференции) обсуждалась «Программа по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны», предложенная американским министром финансов Генри Моргентау (Henry Morgenthau). Эта программа предусматривала расчленение Германии, переход важных промышленных районов под международный контроль, ликвидацию тяжёлой промышленности, демилитаризацию и превращение Германии в аграрную страну.

В одной из директив военной администрации было сказано: «Оккупируя Германию, мы не освобождаем её, а захватываем побеждённое враждебное государство». Дальше пояснялось, что американская военная администрация не ставит перед собой задачу восстановления немецкой экономики. Она намерена лишь предотвращать возникновение «голода, болезней и беспорядков, могущих представлять угрозу для американских вооружённых сил».

Затем, когда началась холодная война, ситуация изменилась. И после образования Федеративной Республики Германия (на месте оккупационных зон США, Великобритании и Франции) её также включили в план Маршалла.

Рис. 1. План Маршалла. Источник: istorya.ru
Рис. 1. План Маршалла. Источник: istorya.ru

Позже под действие плана Маршалла попала Япония, некоторые проамериканские государства Азии — Южная Корея, Тайвань, Филиппины.

Из западноевропейских стран в план Маршалла не была включена не воевавшая франкистская Испания и воевавшая в союзе с рейхом, а потом против него Финляндия, которая по итогам войны сделала ставку на скрупулёзное соблюдение нейтрального статуса в расчёте на выгоду от сотрудничества одновременно и с западным, и с советским экономическими блоками.

План Маршалла действовал до октября 1951 г. и был заменён законом «О взаимном обеспечении безопасности», который предусматривал предоставление экономической и военной помощи в рамках блока НАТО. А руководившее реализацией плана Маршалла ведомство было преобразовано из Администрации экономического сотрудничества в Агентство взаимной безопасности.

Кто и когда начал создавать план Маршалла

Впервые о программе восстановления экономики европейских стран публично объявил непосредственно автор плана, госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл (George Catlett Marshall), выступая в Гарвардском университете 5 июня 1947 г.

Маршалл получил военное образование и был профессиональным военным. В ходе Первой мировой войны принимал участие в боевых действиях на территории Европы. В годы Великой депрессии, когда Рузвельт пытался за счёт общественных работ обеспечить хоть какой-то заработок оставшимся без средств к существованию американцам, Джордж Маршалл по поручению генерала Дугласа Макартура с 1933 по 1938 г. занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программой трудоустройства молодых безработных.

В 1938 г. был переведён в генштаб, где дорос до должности начальника генштаба, пробыв его главой до самого конца войны. Рузвельт высоко ценил стратегический талант Джорджа Маршалла и не принимал важных решений, не обсудив их с со своим «главным советником по вопросам стратегии и тактики». По поручению Рузвельта Джордж Маршалл курировал и Тихоокеанский театр военных действий, и вопросы взаимодействия США с европейскими союзниками — и в части коалиционной стратегии, и в части обеспечения логистики и снабжения наступательных операций, и в части поставок по ленд-лизу союзникам.

В 1942 г., когда после Перл-Харбора Япония развивала наступление в Южных морях и будущий результат войны казался ещё неопределённым, Рузвельт поставил перед начальником генштаба армии США задачу разработать стратегию послевоенного обустройства мира в интересах Америки. Президент США был, по-видимому, уверен в победе.

Франклин Делано Рузвельт победил на выборах в ноябре 1933 г., когда США, пережившие резкое падение фондового рынка (29 октября 1929 г.), столкнулись с последствиями ещё более жёсткого удара. 1 марта 1932 г. вступил в силу принятый в Великобритании закон об импортных пошлинах, фактически закрывший с помощью Имперской системы преференций (Imperial Preference) для американских товаров Британскую империю, которая вместе с колониями и доминионами контролировала четверть мировой экономики. Лишившуюся значительной части внешних рынков экономику США это обрекло на погружение в Великую депрессию. Попытки преодолеть её последствия заняли у Рузвельта всё время до начала Второй мировой войны. И он прекрасно понимал, что спад после её окончания превзойдёт по своим масштабам вызванный окончанием Первой мировой войны кризис 1920 г.

Рузвельт был уверен, что рано или поздно возглавляемая США коалиция победит во Второй мировой войне, и намеревался после этого выиграть для Америки мир.

Объявленные и необъявленные цели плана Маршалла

Целью плана Маршалла объявлялось восстановление экономики послевоенной Европы. Для этого делались большие вложения в восстановление инфраструктуры. Часть средств направлялась на обеспечение продовольственной помощи населению европейских стран. Это стало необходимым на фоне предпринятых в 1945–1946 гг. (несмотря на собственные проблемы с продовольствием) огромных усилий Советского Союза по снабжению продуктами питания населения освобождённых стран, в том числе и находившихся под контролем СССР территорий Германии. Но и в первоначальной редакции плана, свёрстанной ещё до окончания войны, предусматривались поставки продовольствия и сельскохозяйственного сырья из США в Европу.

Рис. 2. Структура расходов по плану Маршалла. Источник: istorya.ru
Рис. 2. Структура расходов по плану Маршалла. Источник: istorya.ru

Для Рузвельта помощь европейским странам была способом минимизировать негативные последствия сокращения военного производства после победы. Ещё одной важной целью являлось обеспечение постоянного доступа американского экспорта на европейские рынки. Кроме того, было необходимо создание благоприятных условий для экспорта американского капитала, то есть для установления американского контроля над наиболее привлекательными секторами экономики европейских стран.

Но эти цели официально не декларировались. Главными целями, которые провозглашались публично, были помощь в восстановлении инфраструктуры и налаживание мирной хозяйственной жизни.

Так, например, французский фермер покупал трактор на франки, по льготной цене, а администрация плана Маршалла (после консультации с французским правительством) доплачивала разницу. При этом Америка обеспечивала сбыт своих тракторов, а деньги фермеров шли на необходимые государственные восстановительные работы во Франции. Как пишут европейские исследователи, это помогло европейским правительствам снова перейти от контролируемого хозяйства военного времени к механизмам свободного рынка.

Утверждение рыночной экономики было одной из важнейших целей плана Маршалла. Без этого о масштабном постепенном проникновении американского капитала в экономику получателей помощи не пришлось бы и говорить. А сразу обозначить для принимающих стран полную цену вопроса означало похоронить весь план. Национальные элиты европейских стран не согласились бы отдать контроль над значительной частью экономики заокеанским бизнесменам.

Рис. 3. Основные получатели помощи по плану Маршалла. Источник: istorya.ru
Рис. 3. Основные получатели помощи по плану Маршалла. Источник: istorya.ru

Поэтому условиями получения помощи по плану Маршалла были объявлены отказ от национализации промышленности, сохранение свободы частного предпринимательства, поощрение частных инвестиций, свободный доступ американских товаров в эти страны, поддержание финансовой стабильности и так далее.

План Маршалла и СССР

Как Рузвельт собирался включить в эту программу СССР (а он был твёрдо намерен договориться об этом с И. В. Сталиным), сегодня остаётся только гадать. После смерти Рузвельта цели плана Маршалла были скорректированы. К экономическим условиям добавились политические — удаление представителей коммунистических партий из правительств. Во Франции, где на выборах в Национальное собрание в ноябре 1946 г. компартия получила почти 29% голосов и представитель КПФ занял пост министра обороны, а ещё трое коммунистов стали министрами без портфелей, пришлось исключить коммунистов из правительства. То же самое произошло и в Италии — там коммунисты были в правительстве в 1944–1947 гг.

Мечты Рузвельта о построении глобальной экономики после его смерти были заменены стратегией холодной войны и борьбы с коммунизмом.

5 марта 1946 г. Уинстон Черчилль, который уже проиграл очередные выборы и был частным лицом, выступил с речью в Фултоне. Он заявил, что отношения США и Великобритании с Советским Союзом должны строиться на военном превосходстве стран, говорящих на английском языке, и выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом.

12 марта 1947 г. президент США Гарри Трумэн обнародовал принципы американской внешней политики, которые получили название «доктрины Трумэна». Он объявил начинающееся соперничество США и СССР «конфликтом демократии и тоталитаризма» и заявил о целях США по «сдерживанию Советского Союза».

В свете этих событий Политбюро ВКП(б) 21 июня 1947 г., заслушав информацию министра иностранных дел Вячеслава Молотова, всё же решило участвовать в переговорах. На следующий день советским послам в Варшаве, Праге и Белграде была направлена телеграмма, в которой говорилось: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий».

23 марта состоялась встреча Вячеслава Молотова с прилетевшим в Москву исполнительным секретарём Европейской экономической комиссии ООН, бывшим министром торговли Швеции Гуннаром Мюрдалем. Мюрдаль объяснял Молотову, что возглавляемая им комиссия может стать удобной площадкой для дальнейших дискуссий относительно планов восстановления экономики Европы, и призывал СССР не отказываться от участия в плане Маршалла. Последующий неуспех этой миссии не слишком удивил шведского дипломата, который ещё до своей поездки в разговоре с министром иностранных дел Швеции Эстеном Унденом упомянул, что США стремятся к созданию именно западноевропейского экономического блока, а предложение Москве делают только для того, чтобы СССР отказался сам. В конце концов Мюрдаль оказался прав.

27 июня — 2 июля Молотов в Париже предварительно обсуждал план Маршалла с коллегами из Британии и Франции — Эрнстом Бевином и Жоржем Бидо. Но встреча окончилась провалом. В ночь с 30 июня на 1 июля Молотов телеграфировал Сталину: «Ввиду того, что наша позиция в корне отличается от англо-французской позиции, мы не рассчитываем на возможность какого-либо совместного решения по существу данного вопроса».

СССР отказался участвовать в запланированной на 12 июля Парижской конференции, а Британия и Франция объявили о готовности двигаться дальше без его участия. 5 июля МИД СССР уведомил восточноевропейских союзников Москвы об изменении советской позиции и нежелательности их участия в конференции.

На Западе позицию Советского Союза встречали либо со вздохом облегчения, либо с недоумением. Понимание позиции СССР высказали единицы. Например, Генри Уоллес, бывший в 1940–1944 гг. вице-президентом, а в 1945–1946 гг. министром торговли США, выступал против инициирования холодной войны, заявляя: «Мы должны заложить основы для установления подлинного мира с Россией. Идеологический конфликт будет существовать всегда, но это не может служить причиной того, чтобы дипломаты не могли создать основы для безопасного существования обеих систем рядом друг с другом». После выдвижения доктрины Трумэна в 1947 г. Уоллес предсказал, что эта внешнеполитическая программа в отношении СССР обозначит начало «века страха». Но Уоллес был в отставке, и его голос с критикой окончательной конфигурации плана Маршалла уже ни на что не мог повлиять.

* * *

Благодаря плану Маршалла послевоенное восстановление Западной Европы произошло быстрее, чем это могло бы быть без массированных американских инвестиций. Они присутствовали бы в любом случае, но их масштаб в рамках плана Маршалла был значительно больше, они осуществлялись на основе общих планов, что во многом содействовало смягчению конкуренции и противоречий между европейскими странами. А без этого впоследствии нельзя было бы вести речь о создании общего рынка — Евросоюза.

За ускоренное экономическое восстановление западноевропейские страны заплатили частью своего суверенитета, как, впрочем, и восточноевропейские страны — за экономическую помощь в восстановлении со стороны Советского Союза.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Экономический обозреватель
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Настройте свои предпочтения
1 шаг
Выберите, какие рубрики вам интересны

Нужно выбрать минимум 3 рубрики

Рубрики

Больше интересных материалов