«Делимобиль»: рыночный провал или нерыночный успех?

«Делимобиль»: рыночный провал или нерыночный успех?

Несостоявшееся IPO российской каршеринговой компании дало повод для появления различных версий
Экономический обозреватель

Изначально подведение итогов IPO «Делимобиля» планировалось на 2 ноября. Но 3 ноября от организаторов IPO последовало извещение, что подведение итогов сделки затянулось, так как потребовалось не планировавшееся изначально время на диалог с «дополнительными» инвесторами. При этом, по информации Forbes, книга заявок была «переподписана, и в ней присутствовало большое количество высококачественных инвесторов». Компания пообещала вернуть деньги инвесторам, принявшим участие в несостоявшемся IPO.

Первоначально в «Делимобиле» заявляли о намерении привлечь более 300 млн долл., а общая капитализация компании могла составить 1,1–1,2 млрд долл.

25 октября «Делимобиль» назвал уточнённую ориентировочную цену IPO в диапазоне 10–12 долл. за бумагу. Это значит, что капитализация компании в результате IPO составила бы от 760 до 912 млн долл., а «Делимобиль» мог в результате привлечь 200–240 млн долл. Компания планировала разместить американские депозитарные расписки (ADS), каждая из которых соответствует двум обыкновенным акциям. По итогам листинга в обращении оказались бы 152 млн акций. IPO планировалось провести на NYSE, также компания получила допуск к торгам ADS на Московской бирже.

«Делимобиль» на рынке каршеринга

«Делимобиль» — первая российская каршеринговая компания, которая рискнула выйти на IPO. Владеющий компанией люксембургский Delimobil Holding S.A. накануне предполагаемого IPO раскрыл финансовые показатели. В I полугодии 2021 г. компания увеличила выручку в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 4,93 млрд руб. «Делимобиль» приносит 96,6% выручки, в его структуру также входят Anytime и Anytime Prime. В августе членом совета директоров Delimobil Holding S.A. стал итальянский сенатор Маттео Ренци, бывший премьер-министр Италии.

«Делимобиль» принадлежит ко второй волне российских каршеринговых компаний. Первыми были Anytime, которая начала предоставлять свои услуги в 2013 г. в Москве, и StreetCar, обосновавшаяся в том же году в Санкт-Петербурге.

Для большинства россиян возможность воспользоваться прокатной машиной на одну поездку была совершенно новой идеей, и первопроходцам рынка пришлось приложить массу усилий для популяризации новой услуги. В Петербурге, где и таксомоторный бизнес всегда развивался в непростых условиях, с первой попытки это не удалось, и StreetCar через два года объявил о своей ликвидации.

А в Москве в 2015 г. появились YouDrive (с апреля 2021 г. компания работает под брендом «Ситидрайв») и «Делимобиль», в 2016 г. — BelkaCar, в 2018 г. «Яндекс.Драйв».

При этом «Делимобиль» в конце 2015 г. начала предоставлять свои услуги и жителям Санкт-Петербурга, а в 2018 г. выкупила Anytime.

Борьба за лидерство

«Яндекс.Драйв», благодаря инвестициям материнской компании, быстро выбился в лидеры рынка. Начав работу в Москве в феврале 2018 г., компания к концу года запустила свой каршеринговый сервис в Санкт-Петербурге, с мая 2019 г. — в Казани, а с июля 2020 г. — в Сочи.

Благодаря большим финансовым вложениям и интеграции в экосистему «Яндекса», «Яндекс.Драйв» на какое-то время стал каршерингом № 1 в России (и № 2 в Европе после мирового лидера, немецкой компании Car2go, работающей, кроме Европы, в Северной Америке и Китае).

Но в 2021 г. «Делимобиль» отобрал лидерство в России у «Яндекс.Драйва». Имея благодаря встроенности в экосистему материнской компании самый большой коэффициент использования автомобилей, «Яндекс.Драйв» не стремился нарастить автопарк. При этом компания стала предлагать часть парка в долгосрочную аренду. У Delimobil Holding S.A. долгосрочная аренда транспортных средств выведена в отдельный бизнес под брендом Anytime.

Кроме того, власти Москвы предоставляют каршеринговым компаниям льготы по аренде парковочных мест (в рамках которых одно место обходится в 30 тыс. руб. вместо 300 тыс. руб. в год) только при условии, что автомобиль не старше трёх лет. Для стартовавшего в 2018 г. «Яндекс.Драйва» это успело стать проблемой, в отличие от «Делимобиля», который уже решил вопрос обновления парка (в том числе и с помощью передачи автомобилей в другие регионы, где правила не так строги).

Если летом 2020 г. доля «Яндекс.Драйва» в общем количестве поездок составляла 48,7%, в ноябре — 41,5%, то в июне 2021 г. она сократилась до 39,9%. У «Делимобиля», напротив, она выросла с 37,1 до 40,5%, у BelkaCar — с 10,6 до 15,9%. Доля других операторов с учётом «Ситидрайва» осталась на уровне 3,7%.

Сильные стороны компании

«Делимобиль» смог стать лидером в активном соперничестве с «Яндексом» и другими конкурентами в том числе и за счёт собственной IT-платформы, на которой сервис первым начал рейтинговать водителей по стилю вождения, чтобы повысить безопасность на дорогах.

Сыграла роль и собственная инфраструктура по обслуживанию автомобилей. Благодаря ей компания быстрее ремонтирует, моет и переставляет арендуемые автомобили, что увеличивает время службы автомобиля и максимизирует доход сервиса от его использования.

По итогам I полугодия 2021 г. выручка «Делимобиля» составила 4,9 млрд руб., что на 120% больше результатов за аналогичный период 2020 г. (2,2 млрд руб.). Убыток составил 1 млрд руб., что на 44% ниже показателей 2020 г. (2,3 млрд руб.).

Автопарк «Делимобиля» превышает 16 тыс. автомобилей в одиннадцати городах России, а число машин сервиса аренды премиум-автомобилей по подписке Anytime Prime — больше 450. У «Делимобиля» 6,3 млн зарегистрированных пользователей в приложении, а количество уникальных пользователей в июне 2021 г. составило 502 тыс. (почти в два раза больше, чем в июне 2020 г.).

Что ждёт «Делимобиль» в будущем?

В проспекте к готовящемуся IPO «Делимобиль» заявлял о планах выйти во все 38 российских городов с населением свыше 500 000 человек. Сейчас сервис присутствует в одиннадцати городах, BelkaCar — в пяти, «Яндекс.Драйв» — в четырёх.

Экспансию в регионы большинства участников рынка сдерживает опасение, что доходы и модель поведения жителей провинциальных городов отличаются от таковых у москвичей, что не позволяет рассчитывать на такой же быстрый рост числа поездок, как в обеих столицах. Однако «Делимобиль» предоставил клиентам возможность поездок не только по мегаполису, но и в пригороды, обеспечив себе клиентуру среди дачников и владельцев загородных домов. Остаётся посмотреть, как компании удастся наладить оборот автомобилей (или как она сумеет придумать специальный тариф для поездок за город на уик-энд) и насколько критично скажется качество пригородных дорог на техническом состоянии автомобилей компании.

Также остаётся вопрос, насколько власти городов, куда собирается прийти «Делимобиль», будут готовы создавать благоприятные условия для развития каршеринга. Москва стала первым мегаполисом в мире по величине каршерингового автопарка. У прежнего лидера — Токио — автопарк каршеринговых компаний немногим более 25 тыс., в Берлине — около 25 тыс. В следующих по списку Пекине и Шанхае — около 20 тыс. А в Москве у каршеринговых компаний более 35 тыс. автомобилей. Неслучайно наиболее популярными для лидеров московского каршеринга направлениями развития стали российские курортные города, куда приезжают москвичи, которые уже привыкли пользоваться этими услугами.

Ещё одно обстоятельство, сдерживающее экспансию в регионы, — сложности с лизингом новых автомобилей. Глобальный дефицит машин из-за нехватки электронных компонентов делает для дилеров более выгодной прямую продажу автомобилей частным лицам (пусть и в кредит — дилер получает всю сумму сразу).

В этих условиях пополнение автопарка «Делимобиля» эксперты объясняют договорённостями с рядом дилеров о поэтапной передаче в лизинг каршеринговой компании нескольких сотен автомобилей. Вопрос в том, как долго ещё будут работать эти договорённости (и как долго продержится дефицит машин). От этого зависит, насколько выполнимы планы по расширению автопарка и городов присутствия.

Несостоявшееся IPO

Отмена IPO (или возможный перенос первичного размещения на следующий год) пока никак не объяснена компанией. Возможно, число заявок оказалось недостаточным.

Вторая версия: действительно появились дополнительные инвесторы, причём на значительную сумму. Но их не устроила цена, которая сложилась в ходе размещения, или количество доставшихся им акций оказалось меньше. Поэтому, возможно, условия нового IPO выработают вместе с появившимися инвесторами.

Третья версия заключается в том, что появившиеся инвесторы могли предложить «Делимобилю» не столько деньги, сколько свою поддержку в выходе на новые перспективные рынки. При этом они могли запросить за свои услуги (сразу или по результату закрепления компании на новом рынке) значительную долю. Если распределение пакетов акций между ними и сегодняшними инвесторами предстоит по результатам выхода на новые рынки, то нынешним владельцам «Делимобиля» невыгодно оказываться в зависимости от котировок акций на бирже, которые могут понизиться перед окончательным распределением долей.

__

Уверены, вам есть что сказать по поводу этой и других статей! Пишите нам через форму обратной связи – мы с удовольствием выслушаем все пожелания и ответим на любые вопросы в кратчайшие сроки!

Вам также может понравиться:
IPO Segezha Group
Насколько выгодной могла быть покупка акций компании при размещении — рассчитываем привлекательную рыночную цену
Сеть частных клиник EMC готовит IPO на Московской бирже
Что может предложить инвесторам второй по величине участник рынка медицинских услуг?
«ЦИАН» планирует IPO на Московской и
Нью-Йоркской биржах
Основные финансовые показатели, корпоративная структура и перспективы развития компании перед первым публичным размещением
OR Group: IPO «Арифметики»
Пойдёт ли компании на пользу продажа подразделения?
«Газпром» увеличит объём инвестиций в 2021 году на 31%
Что изменилось в планах и прогнозах компании на этот год?
Центробанк хочет открыть «Открытие» для инвесторов
IPO «ФК Открытие» рассматривается в качестве одного из базовых сценариев