Государство выделяет 100 млрд рублей на поддержку авиаотрасли

Из данной суммы «Аэрофлот» получит 49,9 млрд рублей госсубсидий

29 июня 2022 г. Росавиация объявила о выделении российским авиакомпаниям госсубсидий для возмещения операционных расходов на перевозки по внутренним воздушным линиям в условиях санкционного давления. Выплаты будут осуществляться за счёт средств резервного фонда правительства РФ.

В рамках отбора Росавиации были предоставлены 34 заявки на получение субсидий, положительное решение принято по 32, а две заявки отклонили. Не повезло авиакомпаниям «Ижавиа» и «РусЛайн». Возможными причинами отказа стали следующие факты: «Ижавиа» — единственная, кто подала сразу две заявки, а «РусЛайн» получила отрицательный ответ, потому что её авиапарк состоит только из зарубежных самолётов — канадских Bombardier CRJ−100/200.

Положительный ответ был дан 32 авиакомпаниям, которым государство решило выделить 100 млрд руб. Значимые суммы — более 1 млрд руб. — получили всего восемь авиаперевозчиков.

  1. Группа авиакомпаний «Аэрофлот»: 25,7 млрд руб. выделено самому «Аэрофлоту», 10,3 млрд руб. — авиаперевозчику «Россия», 13,9 млрд руб. — лоукостеру «Победа». Общая сумма — 49,9 млрд руб.
  2. Группа S7, в которую входят авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», получит 22,2 млрд руб.
  3. «Уральские авиалинии» — 8,9 млрд руб.
  4. Группа «ЮТэйр» — 7 млрд руб.
  5. Smartavia — 3,8 млрд руб.
  6. NordStar — 1,4 млрд руб.
  7. Nordwind — 1,4 млрд руб.
  8. Авиакомпания «Якутия» — 1 млрд руб.

Средства за перевозки внутри России в апреле и мае текущего года начнут перечисляться авиакомпаниям начиная с июля 2022 г. Далее выплаты будут осуществляться помесячно до конца года, согласно фактическим выполненным рейсам на внутренних воздушных линиях. 

Условия предоставления субсидии стимулируют авиакомпанию увеличивать налёт воздушного судна и выполнять рейсы с достаточной коммерческой загрузкой. Чем больше пассажиро-километров выполнит авиакомпания, тем больше средств на возмещение операционных расходов ей будет предоставлено в качестве субсидии. Здесь важно и количество перевезённых пассажиров, и дальность полёта, и частота рейсов. Такой подход к субсидированию потенцирует компании выполнять авиаперевозки более взвешенно и качественно, подходя к вопросу планирования своей маршрутной сети более эффективно, — говорится в сообщении Росавиации.

В 2021 г. всеми российскими авиакомпаниями было перевезено около 111 млн пассажиров, наиболее значимые результаты показала субсидируемая восьмёрка.

  1. Группа «Аэрофлот» перевезла 45,8 млн человек.
  2. Группа S7 — 17,8 млн пассажиров.
  3. «Уральские авиалинии» — 9,2 млн пассажиров.
  4. «ЮТэйр» — 7,1 млн пассажиров.
  5. Nordwind — 5,9 млн человек.
  6. Smartavia — 3,6 млн человек.
  7. NordStar — 1,1 млн человек.
  8. Авиакомпания «Якутия» — 0,8 млн пассажиров.
  9. Остальные авиакомпании — 19,7 млн человек.

«Аэрофлот» и «ЮТэйр»

Поговорим о двух авиаперевозчиках — «Аэрофлот» (AFLT) и «ЮТэйр» (UTAR), акции которых торгуются на Московской бирже, и попытаемся понять, насколько госсубсидия может улучшить финансовое положение этих компаний.

Рис. 1. Источник: Google Finance
Рис. 1. Источник: Google Finance

В начале июня 2022 г. совет директоров авиаперевозчика одобрил новую допэмиссию на 5,4 млрд акций по цене 34,29 руб., то есть компания в рамках данного корпоративного события может дополнительно получить 185 млрд руб. Вместе с текущей госсубсидией на 50 млрд руб. это означает, что на счета «Аэрофлота» поступит 235 млрд руб.

С какой целью правительство вливает 235 млрд руб. в «Аэрофлот»? Это нужно для стабилизации финансового состояния российской авиакомпании, которая не успела выйти из коронавирусного кризиса, как против неё ввели новые санкции — США, Евросоюз, Канада и другие страны объявили о закрытии своего воздушного пространства.

Финансовое положение «Аэрофлота» на конец 2021 г.:

  1. Выручка — 491,7 млрд руб.
    EBITDA — 116,5 млрд руб.
    Чистый убыток — −34,5 млрд руб.
    Собственный капитал — −138,5 млрд руб.
    Чистый долг — 704,5 млрд руб.
    Мультипликатор «Чистый долг / EBITDA» — 6,05.
Рис. 2. Источник: Google Finance
Рис. 2. Источник: Google Finance

В отличие от «Аэрофлота», «ЮТэйр» является частной компанией с госучастием, у которой после реструктуризации долгов финансовое состояние сильно улучшилось. Текущей госсубсидии сибирскому авиаперевозчику хватит на несколько лет, если он будет использовать её только для покрытия убытков — скорректированный убыток в 2021 г. у «ЮТэйр» составил 1,7 млрд руб.

Финансовое положение авиакомпании «ЮТэйр» на конец 2021 г.:

  1. Выручка — 76,7 млрд руб.
  2. EBITDA — 17,1 млрд руб.
  3. Чистая прибыль — 26,8 млрд руб., но 28,5 млрд руб. было получено за счёт реструктуризации долгов, без них был бы отрицательный результат в −1,7 млрд руб.
  4. Собственный капитал — 10,153 млрд руб.
  5. Чистый долг — 17,583 млрд руб.
  6. Мультипликатор «Чистый долг / EBITDA» — 1,02.

Как госсубсидия повлияет на авиаотрасль и что это значит для инвесторов?

Текущая госсубсидия — позитивная новость для всей авиаотрасли, так как российское правительство всеми силами хочет её спасти. Однако данных денег авиаперевозчикам хватит ненадолго, и им потребуются новые вливания. Наиболее вероятным дальнейшим сценарием развития ситуации является выкуп долгов авиакомпаний с последующей конвертацией и вхождением государства в их акционерный капитал.

Что касается биржевых бумаг, то наиболее привлекательным сейчас выглядит низколиквидный «ЮТэйр», который после допэмиссии в 2021 г. улучшил финансовое состояние и обладает более низкой оценкой: EV/EBITDA у «ЮТэйр» — 4,4 против 6,63 у «Аэрофлота» без учёта новой допэмиссии и 7,93 у «Аэрофлота» с её учётом.

Больше интересных материалов