«ЦИАН» торопится на биржу

«ЦИАН» торопится на биржу

IPO может пройти уже осенью этого года
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

«ЦИАН» — это один из крупнейших в России интернет-сервисов по поиску недвижимости для покупки и аренды. По данным самой компании, к марту этого года на сайте cian.ru было размещено более 4 млн активных объявлений, а аудитория всех сайтов группы преодолела планку в 21 млн уникальных посетителей в месяц.

Рис. 1. Система поиска недвижимости на сайте «Циан». Источник: сайт cian.ru
Рис. 1. Система поиска недвижимости на сайте «Циан». Источник: сайт cian.ru
«ЦИАН»: выйти на IPO в 2021 г., а не в 2022-м

4 августа информационное агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «ЦИАН» может получить публичный статус уже осенью 2021 г.

В начале этого года сама компания объявила о начале подготовки к выходу на биржу, а один из акционеров бизнеса сообщал Bloomberg, что IPO может пройти в 2022 г. с оценкой около 1 млрд долл.

Возможно, выход на биржу состоится даже раньше изначального плана — в течение ближайших месяцев. Давайте рассмотрим, что пока известно о гипотетическом размещении, а также поразмышляем на тему того, почему менеджмент и акционеры заинтересованы в скорейшем выводе компании на IPO.

Что известно о размещении?

INTERFAX.RU со ссылкой на Bloomberg сообщает, что организаторами торгов станут такие мастодонты, как Morgan Stanley, Goldman Sachs и JPMorgan, а букраннерами размещения (то есть теми, кто управляет книгой заявок) выступят BofA, UBS и «Ренессанс Капитал».

Выход на биржу запланирован в США уже этой осенью, объём размещения при этом может достичь 300 млн долл. Если предположить, что фигурирующая ранее оценка бизнеса в 1 млрд долл. соответствует действительности, в ходе IPO инвесторам может быть предложено около 30% акций «ЦИАН».

На данный момент контролирующим акционером «ЦИАН» является Elbrus Capital, который фокусируется на прямых инвестициях в России и странах СНГ. Среди крупных инвесторов также числится один из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs. Помимо этого, долями в сервисе владеют менеджеры и основатель компании Дмитрий Дёмин.

Почему выгодно провести IPO уже этой осенью?

Успех интернет-сервиса на IPO в значительной степени зависит от двух факторов.

  1. Ситуация на рынке первичных размещений. Начиная со второй половины прошлого года возник настоящий бум IPO на фоне роста фондовых рынков. За 2020 г. компании в ходе листинга привлекли почти 300 млрд долл., а количество сделок обновило 20-летний максимум. Естественно, менеджеры и собственники желают заработать на благоприятной рыночной конъюнктуре. Особой популярностью у инвесторов пользуются различные цифровые сервисы и бизнесы, связанные с продажами через интернет. В 2021 г. рекорд по объёму средств, привлечённых в ходе IPO, может быть снова побит. Однако в последнее время на рынке наблюдается перенасыщение: часто бизнесы размещаются хуже ожиданий, а цены их акций после IPO значительно снижаются, вызывая разочарование у инвесторов. Многие компании хотят успеть «в последний вагон», боясь, что следующий удачный момент для выхода на биржу может представиться ещё не скоро.

  2. Ситуация на рынке недвижимости в России. Сервис «ЦИАН» является агрегатором объявлений о продаже и аренде недвижимости в России. Соответственно, его доходы напрямую зависят от объёмов предложения и спроса на рынке недвижимости. Во второй половине прошлого года спрос и цены на недвижимость в России резко взлетели на фоне доступности ипотечного кредитования из-за государственной поддержки сектора и из-за падения ключевой ставки. В этом году ситуация меняется: льготную программу продлили, но условия ужесточили, а ЦБ РФ начал резко повышать ставку, пытаясь сдержать инфляцию. При этом спрос на квадратные метры в значительной мере был удовлетворён в конце прошлого и начале этого года. Всё это может привести к падению спроса на рынке недвижимости, что будет негативно влиять на бизнес «ЦИАН».

Возможно, именно поэтому менеджмент компании и её текущие акционеры приняли решение провести IPO уже в этом году, пока рынок первичных размещений остаётся привлекательным, спрос на недвижимость в России всё ещё находится на высоком уровне, а популярность сервисов-агрегаторов не вызывает сомнений у инвесторов.

Доля на рынке

По данным исследования РБК, сервис «ЦИАН» занимает около 20,6% на рынке классифайдов в сегменте квартир.

Рис. 2. Оценка долей ведущих участников рынка онлайн-классифайда в сегменте квартир. Источник: «РБК»
Рис. 2. Оценка долей ведущих участников рынка онлайн-классифайда в сегменте квартир. Источник: «РБК»

Более того, в конце 2020 г. «ЦИАН» провёл сделку по присоединению компании N1.RU, которая входит в топ-5 и является самым популярным сервисом для поиска недвижимости в Сибири и на Урале. А значит, по итогам 2021 г. доля бизнеса на рынке онлайн-классифайдов по поиску недвижимости может ещё вырасти и вплотную приблизиться к игроку № 1 — Avito+Domofond.ru.

__

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Вам также может понравиться:
Правительство намерено поддержать нефтегазохимическую отрасль
Как введение обратного акциза отразится на компаниях-производителях
«Белуга» планирует удвоить выручку и снизить долг
Менеджмент представил инвесторам новую стратегию развития компании до 2024 года
Почему продуктовые ритейлеры начали скупать конкурентов?
Выживает сильнейший: как запланированные сделки изменят рынок
Минфин России отказался от доллара в Фонде национального благосостояния
Причины отказа и новая структура ФНБ
Дивиденды госкомпаний — теперь не менее 50% чистой прибыли
Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин
Ключевая ставка: взгляд в будущее
Управляющий активами УК «Открытие», говорит о том, что ждёт ключевую ставку и почему долгосрочные ценные бумаги практически никак не отреагировали на последние ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ РФ