«Авито» расширяется и покупает 67% агрегатора объявлений об автомобилях с пробегом Haraba

Российская платформа может стать одним из крупнейших классифайдом в стране

«Авито» — самая популярная онлайн-платформа объявлений в России. Она действует на протяжении 15 лет. Согласно данным App Annie и SimilarWeb, 78% пользователей платформы составляет аудитория мобильного приложения. В настоящее время на ней размещено около 90 млн объявлений, свыше 700 тыс. новых объявлений появляется каждый день. Ежедневная аудитория платформы составляет 22 млн человек. По отношению к прошлому году прирост составил 30%.

В России основным юрлицом «Авито» является ООО «КЕХ еКоммерц», которое на 100% принадлежит голландской OLX Global B.V. (собственник — Prosus).

Выделение в отдельный бизнес

В марте 2022 г. OLX Group выделила Avito в отдельную компанию, после чего прямым владельцем платформы стало ООО «Авито Холдинг». 25 марта «Авито» начала работать как самостоятельный бизнес, а OLX Group приняла решение прекратить участие в операциях в России. В мае Prosus объявила, что начинает искать покупателя на актив в связи с уходом с российского рынка.

Сейчас бизнес делится на две независимые компании. В недавнем релизе платформа отметила, что будет работать как «самостоятельный российский бизнес в периметре группы Prosus». В России «Авито» продолжает возглавлять Владимир Правдивый с действующей командой топ-менеджеров.

Пресс-служба Prosus подтвердила, что в настоящее время компания не вовлечена в повседневное участие деятельности платформы, а также не планирует дополнительные инвестиции или получение экономической выгоды от участия в проекте.

«Компания не нуждается во внешнем финансировании и будет реинвестировать собственные средства в развитие всех категорий своего бизнеса — „Недвижимость“, „Услуги“, „Товары“, „Авто“ и „Работу“», — говорится в сообщении «Авито».

«Авито» ищет покупателя

Позже западное издание Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что компания VK (VKCO) ведёт переговоры с нидерландской Prosus о приобретении «Авито».

VK Company Limited

+51,89%

Однако договорённости о сделке ещё нет. По мнению аналитиков, актив может быть оценён в 67–100 млрд руб. После публикации новости 15 июня акции VK выросли на 8,3%.

Рис. 1. Динамика изменения стоимости акций VK, апрель – июль 2022. Источник: Investing.com
Рис. 1. Динамика изменения стоимости акций VK, апрель – июль 2022. Источник: Investing.com

14 июня акции продавались за 299,91 руб., а на следующий день поднялись до 313,18 руб.

Также агентство отмечает, что кроме «Авито» Prosus может продать и принадлежащую ей долю 25,7% в холдинге VK.

Интернет-магазин расширяется

Тем временем «Авито» расширяется. 13 июля появилась новость, что сервис бесплатных объявлений купил 67% агрегатора объявлений об автомобилях с пробегом Haraba. Такие данные опубликованы в ЕГРЮЛ. Сделка проводилась через основную операционную компанию «Авито» — ООО «КЕХ еКоммерц». С 13 июля она владеет 67% ООО «Хараба».

На сайте сервиса упоминается, что «Хараба» использует объявления о продаже автомобилей со всех популярных сайтов, в числе которых и «Авито». Доля объявлений с Avito составляет 41%, с Drom — 25%, Auto.ru — 23%, «Юла» — 6%, «СберАвто» — 2,5%, с сайтов дилеров — 2,5%.

Кроме того, в апреле 2022 г. «Авито» начала работу с логистической компанией ExMail. Они запустили пункты выдачи и отправки онлайн-заказов через «Авито Доставку».

В прошлом году компания также хотела купить своего конкурента, сервис недвижимости «ЦИАН» (CIAN). В сентябре сделка дошла до ФАС, но 6 октября ведомство отклонило возможность создания монополиста.

Дивидендов не будет!

По данным отчёта Naspers, в финансовом году, который закончился 31 марта 2022 г., выручка платформы увеличилась на 67%. Она составила 313 млн долл. Такая информация следует из отчёта Prosus (входит в южноафриканский инвестиционный холдинг Naspers).
Темпы роста выручки превысили показатели прошлых лет. Так, в 2021 г. показатель вырос на 20%, в 2020 — на 22%.

Маржинальность продаж достигла 48%. Торговая прибыль — 16 млрд руб., показав прирост на 32%.

Однако «Авито» приняла решение не выплачивать дивиденды акционерам. По словам генерального директора компании Владимира Правдивого, сэкономленные средства пойдут на развитие внутренних сервисов.

«Ситуация такая, что вместо выплаты дивидендов мы эти средства будем направлять на развитие продуктов и рост аудитории, что очень важно для наших пользователей», — сказал он.

Новый уникальный актив

На сегодняшний день «Авито» — уникальный актив, который выступает бенефициаром рыночной ситуации. Западные санкции нанесли платформе минимальный урон, так как основной доход ей приносят жители России.

Уход зарубежных бизнесов из РФ подвигает отечественные компании к консолидации друг с другом. В случае с «Авито» это означает, что в стране может появиться крупнейший российский классифайд.

Сейчас компания ищет покупателя. Вероятнее всего, трудности с поиском связаны с огромным размером сделки. По данным аналитиков, актив может достигнуть 67–100 млрд руб.

Основным претендентом на покупку остаётся VK, который уже развивает свой сервис объявлений «Юла». В I квартале этого года его аудитория достигла 42 млн человек. Такая сделка смотрится успешно: компании смогут расширить оборот, нарастив выручку и аудиторию.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Журналист
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов