Деньги за неиспользованную туристическую поездку можно вернуть

Основания и порядок возврата средств за купленный тур при его отмене в связи с непредвиденными обстоятельствами

Опытные туристы заранее покупают туры на лето, так как подобное бронирование позволяет сэкономить. Но в последние годы форс-мажорные обстоятельства часто вынуждают отказаться от запланированных путешествий. Законодательство РФ предусматривает возможность возврата средств за неиспользованную поездку или отменённый авиарейс.

Основания для возврата денег за тур

Если турист не может использовать приобретённую туристическую путёвку по независящим от него причинам, он имеет право на возврат 100% уплаченных средств. Это право предоставляется законодательством России.

Запрет на авиаперелёты и введение других санкций в отношении РФ в связи со специальной военной операцией относятся к так называемым форс-мажорным обстоятельствам, которые не зависят от сторон сделки. И это не мешает требовать возврата средств.

В 2021 г. Ассоциация туроператоров заключила договор с Всероссийским союзом страховщиков. Одним из пунктов в нём является гарантия возврата средств туристу, если в стране прибытия или в стране выезда возникли форс-мажорные обстоятельства.

Хотя риски закрытия границ и прекращения авиаперелётов не покрываются страховкой от невыезда, потребитель сохраняет за собой право требовать возврата денег. Данная норма закреплена Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-I от 07.02.1992.

Основания для возврата денег за авиабилет

Если турист путешествует самостоятельно и не пользуется услугами агентств, он имеет возможность вернуть деньги за неиспользованный билет. Но право на возврат пассажир получает чаще всего только после официальной отмены полёта авиакомпанией.

При отмене рейса клиент вправе вернуть свои деньги, даже если он купил билет по невозвратному тарифу. Если же тариф предусматривает возврат уплаченных за билет средств, их можно требовать ещё до официальной отмены.

Если авиакомпания не хочет добровольно возвращать деньги, процедура подачи жалобы и разрешения конфликтной ситуации будет такой же, как и при отказе от полного тура.

Личные причины отказа от тура

Клиент имеет право отказаться от туристической поездки, даже если возможность полететь или поехать в определённую страну сохранилась. Законными причинами такого отказа являются:

  • ухудшение условий в стране, куда клиент собрался на отдых;

  • перенос даты поездки оператором в одностороннем порядке;

  • существенное изменение стоимости авиа- и других билетов;

  • форс-мажорные ситуации, связанные с самим туристом (болезнь, отказ в выдаче визы).

Когда отправиться в путешествие помешало одно из данных обстоятельств, можно получить сумму, из которой будут вычтены расходы на оформление путёвки, понесённые туроператором.

Порядок возврата средств за неиспользованную поездку

Так как туристическая поездка является прежде всего услугой, порядок возврата денег за купленный тур мало отличается от аналогичной процедуры, применяемой к другим приобретениям.

Чтобы вернуть деньги за турпоездку, нужно осуществить следующие действия:

  1. Подготовить претензию о расторжении договора и возврате средств.

В документе необходимо изложить причины отказа или невозможности отправиться в туристическую поездку. Также следует указать точные даты вылета в отпуск и возвращения из него. Право на возврат предоставляется Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-I от 07.02.1992 и Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в России» № 132-ФЗ от 24.11.1996. Важно сослаться на статьи и пункты закона, которые дают клиенту право вернуть уплаченные средства.

В претензии нужно указать точную сумму, которую туристическое агентство должно выплатить клиенту. Рекомендуется также привести расчёты, которые её обосновывают.

  1. Отправить претензию туроператору.

Подготовленный документ необходимо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае при дальнейшем обращении в суд, если туроператор откажется вернуть деньги, у истца будет подтверждение попытки урегулирования спора.

Направлять письмо необходимо по официальному юридическому адресу компании, который указан в её регистрационных документах. Узнать место регистрации туристического агентства можно из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) в открытых источниках в интернете. Код юридического лица есть в его реквизитах, указанных в договоре.

  1. Ожидать возврата денег или ответа в течение десяти дней.

В ответ на претензию агентство может предложить три варианта решения вопроса.

  • Возврат уплаченных средств в сумме, указанной в претензии. Также туроператор может связаться с истцом и согласовать другую сумму возврата с обоснованием её снижения. Соглашаться или нет на такое решение — дело индивидуальное.

  • Возврат средств в виде рассрочки. Учитывая возникновение форс-мажорных обстоятельств в конце зимы 2022 г., нужно понимать, что не все туроператоры имеют достаточно свободных оборотных средств для удовлетворения претензий. Поэтому агентство вправе осуществлять выплаты частями.

  • Замена тура или изменение дат. Агентство может предложить альтернативный вариант, который должен быть аналогичным по цене и другим критериям. Данная возможность обычно предусмотрена договором. Но туроператор не имеет права принуждать к согласию. Это решение клиент принимает самостоятельно.

Если ответа на досудебную претензию не поступило и вопрос не решён, единственным способом вернуть деньги будет обращение с исковым заявлением в суд.

  1. Судебное разбирательство.

Если агентство отказывается удовлетворить претензию и вернуть средства, клиент имеет право обратиться в суд с исковым заявлением. Рассмотрение дела проводится в порядке, предусмотренном гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

Судебное рассмотрение занимает много времени и требует оплаты услуг юриста, если клиент обратился к нему за помощью. В случае удовлетворения иска затраты на оказание правовой помощи и оплату госпошлины компенсируются ответчиком. Но судебное разбирательство может длиться месяцами. Поэтому имеет смысл попытаться урегулировать ситуацию в досудебном порядке и при необходимости согласиться на возврат денег в виде рассрочки, перенос или замену тура.