Старт с места

Старт с места

Что такое стартапы, как их развивают в успешный бизнес и есть ли будущее у детских стартапов
Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»

Популярное слово «стартап» появилось в 1976 г., когда его ввёл в речевой оборот журнал Forbes (в переводе с английского startup — это запуск, пуск, старт). Речь шла о новых компаниях, отличавшихся от существовавших тем, что они продвигали инновационные идеи и технологии. И сегодня мы понимаем под стартапом молодой бизнес, созданный для прорывной деятельности и получения хорошей прибыли.

Поиск бизнес-модели

По определению американского бизнесмена Стивена Бланка, стартап — это даже не компания, а временная структура, этакий коммерческий проект, ищущий новые бизнес-модели и старающийся воплотить их в реальность. Стартап именно потому и стартап, что уникален. И именно потому в него часто вкладываются венчурные инвесторы (частные инвесторы, предоставляющие капитал компаниям с высоким потенциалом роста в обмен на пакет акций). Ведь никому не известный проект может дорасти до единорога (unicorn) — так с лёгкой руки основательницы фонда Cowboy Ventures Айлин Ли стали именоваться стартапы, набравшие финансовый «вес» более 1 млрд долл.

История стартапа «из гаража» началась в конце 1930 гг. в США. Тогда студенты Стэнфордского университета (а теперь известные на весь мир) Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард создали звуковой осциллятор (генератор) в пригороде Пало-Альто штата Калифорния. Когда парни окончили вуз, то основали компанию HP, производившую тестирующее и измеряющее оборудование, а сейчас — аппаратное и программное обеспечение, ноутбуки и компьютеры.

Небольшой городок Пало-Альто с населением около 70 тыс. человек стал настоящей столицей многих высокотехнологичных мировых гигантов, также вышедших «из гаража». Кроме Hewlett-Packard (HP), здесь разместили свои штаб-квартиры Space Systems, Tesla, Skype, Центр исследований и инноваций Ford и другие. А бывших студентов Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарда называют основателями «Кремниевой долины».

Всего в 17 км от Пало-Альто, в таком же небольшом городке Купертино, спустя почти 40 лет родилась одна из самых дорогих компаний планеты — Apple. И тоже в гараже одного из основателей будущего IT-гиганта Стива Джобса.

Но всё же история «гаражных» стартапов началась намного раньше 1930-х. Как не вспомнить легендарного создателя первого в мире автомобиля Генри Форда! Он трудился над собственным творением в небольшом кирпичном сарае в 1896 г.

Разрыв шаблона

Стартап — это в какой-то степени (а иногда и в большей) сумасшествие и разрыв шаблона. Это то, чего никто не ожидал, и никто не думал, что оно сработает. Стартапы возникают без всяких прогнозов, и зачастую это происходит, когда идею нельзя воплотить в жизнь существующими средствами и методами.

Взять хотя бы известную Rovio Mobile. Название компании не так известно широкому кругу читателей, как её продукт — видеоигра Angry Birds. Да-да, именно там стреляют из рогатки красными злобными птицами по зелёным свиньям. Это сейчас она официально запущена в Facebook и Google+, присутствует на платформах iOS и Android, Windows и Mac OS X, даже превращается в социальную сеть. А ведь начиналось всё в 2003 г. со студенческого энтузиазма. Тогда трое ребят из Хельсинского университета выиграли грант в конкурсе на разработку мобильных игр. Прошло время, но прорыва не получилось — созданная компания сочиняла разные видеоигры и... потихоньку разваливалась: из 50 сотрудников на тот момент уволились 40.

Спустя шесть лет была выпущена 51-я игра, и успеха до сих пор не предвиделось. Но в 2009 г. появилась 52-я игра — Angry Birds, и всё резко изменилось. Теперь в компании более 500 сотрудников, птицами пуляют по свиньям свыше миллиарда человек во всём мире. А если бы в Rovio Mobile остановились, устав от неудач и беспросветного существования, на 49-й или 51-й игре? Мало того, что население планеты не получило бы для своих гаджетов финский шедевр, так, самое главное, — к его создателям не пришёл бы успех.

И кто знает, с какой попытки начинается удача? Может, с 52-й или 53-й? Или 2000-й, как у великого учёного и изобретателя Томаса Эдисона? Именно столько экспериментов он провёл, прежде чем достичь желаемого результата и создать в 1879 г. лампочку накаливания с угольной нитью. Любопытен его ответ на пресс-конференции, посвящённой изобретению. Журналист поинтересовался, каково это — терпеть неудачу столько раз подряд. На что Эдисон ответил: «Я отнюдь не ошибался почти две тысячи раз, создавая эту лампочку. Я обнаружил одну тысячу девятьсот девяносто девять способов, как не сделать лампочку».

Вероятно, и Эдисона можно отнести к стартаперам, ведь крупные компании заказывали ему разные изобретения. Например, Western Union заплатила 100 тыс. долл. за первый телефонный микрофон и индукционную катушку, усилившую звук телефона.

Детские стартапы

В современной практике большинство стартапов — это проекты в области информационных технологий, потому что здесь не нужны большие капиталовложения вначале.

Привычные слуху Facebook, WhatsApp, Twitter, Uber, Skype и Wikipedia в прошлом тоже были стартапами.

Сейчас это компании-знаменитости, а ведь и они начинались «из гаража» или «на коленке», как многие детские стартапы. Именно детские, причём вполне успешные. Так, в 2016 г. школьник из Великобритании Мохаммед Али (тёзка легендарного боксёра) создал сайт WeNeed1, где можно было выгодно покупать и продавать товары и страховые полисы.

Другой британский школьник, Ник ДꞌАлойзио, написал мобильное приложение Summly. Программа автоматически преобразовывает крупный текст в короткий дайджест, разделённый на маленькие блоки и удобный для чтения со смартфона.

Американец Шубхам Банерджи в двенадцать лет соорудил прототип дешёвого принтера, печатающего шрифтом Брайля (для незрячих и слабовидящих людей) из... деталей конструктора LEGO.

Если воспринимать всерьёз

Российские подростки не только не отстают в актуальном тренде строительства стартапов, но и дают фору зарубежным «коллегам»-тинейджерам.

Уже известный в мире бизнеса Денис Шелестов создал микровенчурный фонд «Шелест Ventures». Он считает, что детское предпринимательство перспективно, и его фонд как раз предназначен для инвестиций в стартапы школьников. Парень приводит весомые доводы: у детей ещё нет лишней информации в голове и негативного опыта. Если их воспринимать всерьёз, то они будут делать удивительные вещи. К слову, Денис во время учёбы в школе привлёк 50 тыс. долл. в свою компанию «Рейтинг программистов». Деньги в неё рискнул инвестировать бизнес-ангел (бизнесмен / топовый менеджер, финансирующий активы с повышенным уровнем риска из собственных средств), генеральный директор Angel Relations Group Алексей Карлов.

В 2009 г. ученик московской школы Андрей Терновский за два дня создал сайт знакомств и анонимного общения Chatroulette («Чат-рулетка»). Здесь можно общаться без регистрации в видеорежиме. В роли бизнес-ангелов выступили родители Андрея, вложившие 3 тыс. долл. Каждый месяц чат посещают миллионы человек.

В 2017 г. появился бот AudD для соцсети «ВКонтакте». Его 16-летний автор, москвич Михаил Самин, сделал так, что бот распознаёт музыку с помощью машинного обучения. Стоит лишь отправить на страницу AudD личное сообщение с записью отрывка трека, как сервис высылает файл с аудиозаписью и название композиции.

Трудности как вызов

Чтобы получались качественные стартапы, школьников надо учить критическому мышлению, логике, умению работать с информацией, навыкам коммуникации, — убеждена руководитель департамента исследований Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Маргарита Зобнина. В своём интервью она говорит, что важно прививать ребятам позитивное мышление, способность видеть во всём возможности и рассматривать трудности как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться неудач.

В июне 2021 г. ФРИИ вложился в стартап Malivar, генерирующий синтетических людей для бизнеса и создателей контента. При этом оценка Malivar выросла почти в три раза и достигла 5 млн долл. В прошлом году с компанией запустили пилоты такие известные бренды, как AliExpress, Fakoshima, «РБК», «Газпромбанк» и другие. Сервис создаёт амбассадора под разные категории товаров, локализует контент с помощью синтетического лица для конкретного рынка и создаёт цифровых звёзд (виртуальных персонажей, нарисованных с помощью компьютерной графики и получающих большую популярность в сети).

Технологический портфель

В июле 2021 г. Школа стартапов Skolkovo в партнёрстве с «1С:Дистрибьюция» провела конкурс на акселерационную программу для стартапов любой стадии. Это был уже был пятый набор. В Технопарке «Сколково» утверждают, что из всех проектов, пришедших с идеей, 30% выпускались с полным пониманием следующих чётких шагов развития или с продуктом и первыми клиентами. А программа курса ориентирована на развитие навыков и компетенций команд проектов. Это помогает ребятам добиться роста в бизнесе и повысить инвестиционную привлекательность.

Согласно докладу ВШЭ, Москва сейчас находится в ряду мировых лидеров инновационного развития по количеству стартапов, хотя крупные компании и единороги ещё не появились. Кроме того, спрос на венчурные инвестиции в столице превышает предложение.

Сейчас на планете около 500 млн предпринимателей, а стартапов зарегистрировано более 300 млн. Ежегодно появляется примерно 100 млн подобных проектов, из них технологических — более 1,5 млн.

Президент Международной организации инвесторов INVESTORO Виталий Полехин в одном из недавних интервью в СМИ подчеркнул важную вещь. По его словам, профессиональные венчурные инвесторы после короткого снижения активности в начале пандемии увеличили финансирование стартапов, показав рекордные объёмы к концу 2020 г. Сюда же подтянулись бизнес-ангелы, семейные офисы и так называемые туристы венчурного рынка (непрофессиональные игроки). Технологические стартапы стали занимать всё больше места в портфелях инвесторов.

Домашнее задание

Поинтересуйтесь у ребёнка, а вдруг он уже давно мечтает создать свой стартап? Не задумывались, почему сын или дочь всё свободное время просиживают за компьютером, пропадают в школьной лаборатории или что-то мастерят в вашем гараже? Вероятно, у них есть крутая идея, которую они хотят воплотить в реальность.

И если в силу каких-то причин вы пока не можете стать бизнес-ангелами для их проектов, то станьте единомышленниками. Это лучшая инвестиция в будущее вашего ребёнка.

Вам также может понравиться:
Как справиться с бесконечными детскими «хочу»
Учим ребёнка тратить деньги с умом, не попадаться в ловушки рекламы, избегать стихийных покупок и переплат
Зонтик от неприятностей
Рассказываем ребёнку, что страхование — это защита сегодня от опасных ситуаций, которые могут произойти завтра
«Яблоки» от инвестиций
Зачем ребёнку знать, как разместить капитал для получения прибыли
И у ребёнка есть экономические права
Финансовая грамотность ваших детей будет просто теорией, если вы не расскажете им об экономических правах
«Счастье не в деньгах, но благополучие тесно с ними связано»
Что думают участники родительского форума об обучении детей финансовой грамотности
«Я люблю, когда звонят телефонные мошенники!»
Вполне возможно, в скором времени массово разводить «разводил» будут их жертвы. Но пока злодеи «заработали» 150 млрд за один год