Как научить ребенка финансовому планированию и контролю бюджета – финансовая грамотность для детей

Семейный бюджет без дыр

Составьте финансовый план вместе с ребёнком, воспитайте в нём ответственность и повысьте детскую самооценку

Сегодня мы поговорим о семейном бюджете и поднимем главные вопросы: стоит ли с ним знакомить ребёнка? Если да, то с какого возраста? И как это сделать?

«Хочу ЭТО! А деньги у нас есть?»

Интернет-форумы, где люди делятся соображениями, как строить семейный бюджет, — интересное чтение. Но... однообразное. Огромное количество, казалось бы, самых разных ситуаций сводится к одной идее: «Будем тратить, как получится». То есть у большинства нет представления о том, как строить и планировать семейный бюджет.

Вот, например, что говорит одна форумчанка: «Все деньги у меня. Ну, удобно нам так, я единственная в доме, кто знает, за что и сколько мы платим в месяц. Потому что я всё контролирую уже много лет. Мужа это не гложет, если ему что-то нужно купить, он просто говорит: „Хочу ЭТО, а деньги у нас есть?“».

Ей вторит другая участница обсуждения: «У нас так же. На заре совместной жизни были у мужа попытки „повыступать“: почему, дескать, все финансы у меня? Доверила их ему: отдала все деньги, квитанции, озвучила список необходимых трат и перечень продуктов. Через неделю всё вернул, и вопрос по финансам больше не поднимался».

Еда и помимо еды

Изредка попадается и противоположный опыт. Один мужчина поделился ситуацией, когда воспитывал двух приёмных мальчишек: «Вот жили мы втроём. Раскладываю им „математику“ — я на вас получаю 9 и 11 тыс. руб. и сам в общий котёл добавляю десять. Сколько в сумме получается на всех? Отвечают: 30 тысяч. И начинаем считать, сколько в день и в месяц тратим на продукты, что покупаем помимо еды».

К «помимо еды» также относятся налог на участок земли, хозяйственные расходы по содержанию и отоплению дома, плата за электричество, интернет, газ, воду и прочее. Игорь всё до копейки считал с ребятишками, чтобы они понимали: жизнь в таких условиях, как сейчас, — это не данность, не подарок, за всё придётся платить, когда они вырастут. «Обычно все вопросы снимались за один-два, максимум три „прогона“. Но это с подростками, а с пятилетками, допустим, такой финт не пройдёт».

Кожаный мешок

Интересно, что слово «бюджет» норманнского происхождения — bydjet, что означает «кожаный мешок». В Англии начала XIII века министр казначейства в таком «портфеле» носил не только деньги, но и финансовые отчёты. В России слово «бюджет» впервые упоминается в 1623 году. В эпоху Древней Руси наши предки о нём и не слыхивали, хотя уже тогда появилась должность хранителя княжеских ценностей (казны) — казначея.

В наше время бюджет — это финансовый план, смета расходов и доходов.

Загогулина

Некоторые психологи утверждают, что посвящать детей в денежные вопросы семьи нужно, когда те ходят в подготовительную группу детского сада, чтобы к окончанию начальной школы у них уже сформировалось представление о семейном бюджете. Это вполне логично, ведь сегодняшним российским малышам предстоит жить в мире жёсткого капитализма, где необходимо хорошо разбираться в экономических и социальных отношениях.

Но тут вот какая «загогулина». Не все с таким мнением психологов согласны, а в некоторых семьях так и вообще разговор о деньгах — моветон и запретная зона. Пусть, дескать, наши мальчишки и девчонки живут в изобилии, а не так, как мы в своё время, нуждаясь в самом необходимом. И нечего детям забивать головы всякой ерундой! Тут каждый волен решать сам, как ему поступить. Но мы здесь говорим с теми, кто хочет своих детишек вырастить грамотными в финансовом отношении.

Финансовый единомышленник

Обсуждать денежные темы со своими детьми руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов начал сразу после того, как они научились разговаривать.

«Ребёнок должен быть финансовым единомышленником родителей, — считает Александр. — Важно, чтобы малыш понимал, какой ценой достаются родителям средства и сколько дети могут потратить. В этом нет ничего постыдного, деньги — часть нашей жизни. Открыто говорите с детьми о проблемах, связанных с получением и распределением денег. Не углубляйтесь в мелкие детали, но давайте представление о том, сколько стоят разные семейные покупки и сколько родителям для этого нужно работать. Тогда сыну или дочери будет понятно, почему мама и папа не могут сейчас купить какую-то вещь».

Александр Цыганов считает, если объяснить маленькому члену семьи, что выгоднее сделать покупку в момент распродажи, то это будет для него полезным примером рационального экономического поведения.

А подросткам следует рассказывать не только об общих экономических понятиях, но и о вложениях в ипотеку и их обучение: подготовку к ЕГЭ и дополнительным экзаменам в вузы. Учёный и родитель Александр Цыганов не сомневается, что на эти семейные траты уходит немало денег, поэтому важно, чтобы дети понимали это.

«Родители, а сколько вы зарабатываете?»

«Во время объяснений принципов семейного бюджета важно выбрать правильный тон», — говорит консультант-психолог Галина Острикова. Иначе могут возникнуть проблемы. Например, отвечать или не отвечать на вопрос в лоб: «Родители, а сколько вы зарабатываете?». У многих взрослых есть неписаное правило: о деньгах не спрашивают. А ребёнку-то что? Он такими правилами не скован и познаёт окружающую его реальность со свойственной детям прямолинейностью.

Ну так ответите или нет? Галина Острикова настаивает: отвечать надо, но осторожно. В этот момент ребёнок пытается определить своё место в материальном мире и место своей семьи, учитывая тот контекст жизни, до которого уже дорос. Однако не всю информацию требуется сразу выкладывать. Не следует целиком называть все цифры, лучше, допустим, сказать только об уровне доходов. Не упоминайте о банковских и инвестиционных счетах.

Потому что информация об изобилии, как и о недостатке денег, может навредить неподготовленной детской психике. Если в семье денег с излишком, то имеется вероятность, что данные об этом могут навредить ребёнку: родительские деньги есть, вот и незачем чего-то добиваться самому. Мне хватит! А если сказать о недостатке денег, то у ребёнка могут развиться неуверенность в себе и страх за выживание.

Важно, сколько расходуешь

В любом случае для получения полных сведений ребенку нужно достичь определённого психологического уровня. Представьте, если ненароком он проговорится кому-то о размере доходов родителей? Это вполне может стать либо орудием в руках мошенников, либо объектом социального недовольства сверстников.

«Когда вопрос о родительском заработке всё же задан, неплохо было бы его перефразировать», — подсказывает Галина Острикова. Например, так: «А знаешь ли ты, что важно не то, сколько получаешь, а сколько расходуешь? Вот посчитай, сколько бы тебе пришлось зарабатывать, если бы ты сегодня самостоятельно оплачивал свою учёбу в школе (занятия в спортивной секции и так далее) из собственного дохода?». Галина Острикова рекомендует продемонстрировать расходы по этим статьям.

Так речь уже вплотную подошла к семейному бюджету. Надо объяснить ребёнку, какие у вас доходы и расходы, и рассказать, что существуют нужды всей семьи, а не только затраты на игрушки, сладости, кроссовки и смартфоны.

Домашнее задание

Составьте вместе с ребёнком бюджет вашей ячейки общества. Начните с того, что есть расходы, без которых никак не обойтись. В их числе: питание, коммунальные (если имеются — и кредитные) платежи, обучение. А ещё есть расходы, которые можно сократить: возможная покупка нового планшета или развлечения.

Вовлечь детей в совместное планирование можно простым способом: учитывать их мнение при составлении плана расходов. Особенно если они касаются лично ребёнка. Допустим, какое кресло к компьютерному столу лучше выбрать и можно ли на этом сэкономить? Какой купить ранец, рюкзак, школьные принадлежности? У сына или дочки повысится самооценка (как же, с ними считаются!), и они почувствуют ответственность. А это одно из главных качеств, необходимых для полноценной взрослой жизни.

Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»