Стоит ли обучать детей финансовой грамотности: мнение родителей

«Счастье не в деньгах, но благополучие тесно с ними связано»

Что думают участники родительского форума об обучении детей финансовой грамотности
Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»
«А где моя зарплата? Я хочу денег!»

Вначале — интересная история, которой поделилась мама пятилетнего малыша: «У моего младшенького в детском саду ввели финансовую грамотность. На первом же занятии он узнал, что такое зарплата, пенсия, стипендия и пособия. Порой, когда сын не хочет ходить в детский сад, мы ему с мужем говорим, что родители идут на работу, сестра в школу, а он идёт в сад на работу. Так вот, после того первого занятия по финансовой грамотности он с утра говорит нам: «Мама, папа! Я вот столько лет хожу в сад на работу, а где моя зарплата? Я хочу денег!». 

В чём корень?

Недавно в интернете прочёл слова, чётко расставляющие все точки над «ё» в вопросе финансового успеха. Автор утверждает, что люди бедны потому, что у них слишком много привычек, ведущих к этому. А привычек, ведущих к богатству, слишком мало. И самое главное, бедные родители учат своих детей привычкам бедности, а состоятельные — привычкам богатства. 

Здесь можно вспомнить знаменитую книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Писатель так характеризовал жизненный подход двух отцов: «Один говорил: «В любви к деньгам — корень всех зол», а второй: «Корень всех зол — в отсутствии денег». Это утверждения, которые формируют привычки и взгляд на жизнь. 

Так вот, интернет-автор выводит следующую формулу: «У нас нет разрыва в уровне благосостояния, у нас есть разрыв в ментальности родителей. У нас нет неравенства доходов, у нас есть неравенство родительского подхода к воспитанию». 

Для кого-то такие высказывания покажутся спорными. А как думают сами родители? Как учат своих детей достигать финансовых целей?

Проведённые Минфином РФ в 2020 году исследования показывают, что индекс финансовой грамотности россиян вырос. Людей с высоким уровнем финансовой грамотности сейчас 12,4%, средний уровень у 46,8%, а низкий — у 40,8%.

Что выросло, то выросло

О росте индекса красноречиво свидетельствуют родительские интернет-форумы. Большинство участников высказываются однозначно — финансовая грамотность детям нужна! 

Например, участник под ником Vinnitoo пишет: «В советское время мало кто из взрослых знакомил своих детей с основами финансовой грамотности. Считалось, что вырастут и сами разберутся. Ну, а что выросло — видно сейчас: массовые неоплаченные кредиты, неумение соотносить расходы с доходами, погоня за „быстрыми“ деньгами в финансовых пирамидах, нищенское существование на пенсии. Опытные педагоги убеждены: что бы родители ни внушали своим чадам, вести себя они будут так, как действуют сами взрослые. Поэтому у родителей единственный путь: учиться самим и одновременно учить детей правильному распоряжению финансами. Счастье, конечно, не в деньгах, но благополучие тесно с ними связано».

Чисто конкретно

Участник обсуждения kunmin настаивает на том, что «уже в школе человек должен получить некоторые сведения о финансах и об экономике. Но очень важно, чтобы такой курс не был очередным теоретико-схоластическим предметом. Детям, как и большинству взрослых, не нужны глубокие теоретические познания в финансовой сфере. Для них важно получить конкретные навыки: как правильно управлять своими средствами, составить бюджет и следовать ему, соблюдать финансовую дисциплину и прочее». 

Его поддерживает Svetlana, которая говорит, что финансовой грамотности надо обучать в игровой форме с детского сада: «Это образование должно быть привязано к быту, к действительности. Ребёнок должен знать об обязательных ежемесячных платежах за коммуналку, как правильно и экономично покупать продукты и товары в магазине. Это позволит ему ориентироваться во взрослой финансовой жизни, что впоследствии убережёт от различных неприятностей».

Эффективнее любой лекции

В книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки настаивал, что финансовая грамотность — это залог успеха и нужно уметь отличать активы от пассивов. Журнал Forbes узнал, как используют в повседневной жизни эту установку российские бизнесмены, в частности инвестор Дмитрий Костыгин, отец пятерых детей. Он много лет придерживается идеи, что у семьи должна быть общая экономика, нераздельная коллективная собственность. Дмитрий не сомневается, что детей нужно как можно раньше включать в управление хозяйством семьи: «Рекомендовал бы каждому родителю познакомиться с идеями Макаренко, который блестяще описал процесс вовлечения детей в управление деньгами в „Книге для родителей“. Для доморощенных педагогов для начала подойдёт биография семейства Ротшильдов

Идея совместного семейного имущества никак не противоречит особому пути некоторых её членов. Не у всех потом может быть стремление беззаветно бороться за денежные знаки. Но хороший врач вполне может участвовать в управлении, например, недвижимостью. Пьер Ферма был по профессии юристом, но это не помешало ему стать выдающимся математиком. А учить детей финансовой грамотности желательно сразу на практике. Я верю, что надо давать им возможность сделать небольшой вклад в банке, чтобы они сами выбирали банки по надёжности и условиям вкладов. Дальше смотрели, кто и сколько заработал. Потом перешли к облигациям, дальше — более сложные финансовые инструменты. Это эффективнее любой лекции!».

Горох — тоже деньги

Вот уж кто точно будет беззаветно бороться за денежные знаки, так это четырёхлетняя белокурая и голубоглазая Настенька из маленькой российской деревни. Её родственница, зарегистрированная на родительском форуме как irenion, поведала потрясающую историю. «Задумав серьёзное дело, Настенька пошла на огород и стала собирать стручки зелёного горошка. Братья спрашивали, зачем ей горох. Малышка отвечала, что это её „деньги“, она пойдёт в магазин и на эти „деньги“ купит себе жвачку. Братья долго смеялись и попытались втолковать девочке, что это не настоящие деньги и на них ничего нельзя купить. Однако Настя осталась непреклонной. Набрав полные жмени гороха, она пошла в деревенский магазинчик на этой же улице, протянула продавщице тёте Зине свои „деньги“ и попросила жвачку. Тётя Зина умилилась девчушке и „продала“ ей самую простую „рублёвую“. Настенька с триумфом возвратилась домой».

Не правда ли, поражает настойчивость маленькой деревенской девочки в финансовых вопросах? Вполне вероятно, что из неё вырастет будущая бизнесвумен, ведь как ловко она провернула свою «гороховую» сделку!

Мелочь на крупное дело

Или вот ещё история о юном «финансисте». Рассказал её в интернете работник салона сотовой связи, назвавшийся Wh1teWha1e. «Как-то вечером в наш магазин зашла семейная пара и стала выбирать смартфон для их 13-летнего сына ко дню рождения, — вспоминает продавец. — Мы вместе выбрали модель, цвет и аксессуары, в общей сумме получилось 15 тысяч рублей. Я подвёл супругов к кассе, создал чек, а их мальчишка в это время куда-то убежал. Задал им стандартный вопрос: „У вас наличный или безналичный расчёт?“. На что пара в один голос рассмеялась. Я поначалу не понял, в чём причина такого веселья, но тут из-за их спин показался виновник торжества с 14 небольшими пакетами мелочи и пачкой купюр. Оказалось ровно 15 тысяч. Вот так накопил!».

Домашнее задание

Нет сомнений в том, что детям нужна финансовая грамотность. Пусть не все они вырастут банкирами и бизнесменами, но зато научатся правильно считать собственные деньги. Если вы разделяете эту мысль, то устройте с ребёнком сеансы домашнего чтения. Начните с труда Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей», подкрепите биографией Ротшильдов автора Фредерика Мортона и дополните бестселлером Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».