Осторожно, финансовые мошенники!

Осторожно, финансовые мошенники!

Учим ребёнка распознавать их признаки и защищаться
Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»

Слово «мошенник» — очень древнее, оно произошло от существительного «мошна». Так в средневековой Руси называлась сума или тряпичный мешочек, в которых хранили деньги и драгоценности. Раньше карманов не было, поэтому мошну привязывали к поясу верёвкой или жгутом, причём привязывали под верхней одеждой. Но всё равно находились злодеи, ловко срезавшие этот мешочек. Их называли мошенниками. 

Я никогда не попадусь на эту удочку!

Современные финансовые мошенники не менее ловко «срезают мошну». Многие не знают, как обезопасить себя и своих близких от обмана, и ведут себя как дети, доверяясь подозрительным незнакомцам. Несмотря на множество историй о финансовых махинациях, пострадавших не становится меньше, даже наоборот. И у большинства жертв есть одна общая черта: они никогда не думали, что это может произойти с ними. Поэтому лучше уже в детском возрасте научиться распознавать признаки мошенничества. Расскажите своему ребёнку о пяти основных признаках мошенничества и обрисуйте риски на конкретных примерах. 

Признак первый: опасность в контакте

Мошенник почти всегда сам выходит на вас: звонит с неопределённого номера, присылает сообщения на телефон, электронную почту или в соцсети. И даже приходит к вам домой. При этом он может представляться сотрудником интернет-провайдера, телефонного оператора, банка или службы безопасности, полицейским, продавцом магазина и так далее.

Мошенник может усыпить вашу бдительность, прислав сообщение с номера, похожего на номер кредитно-финансового учреждения или с аккаунта хорошо знакомого вам человека. В последнее время электронные ящики россиян заполнили письма, присланные под видом сообщений с портала Госуслуг. В этих письмах предлагается получить положенные социальные выплаты. При этом логотип, шрифт и гиперссылки в письме полностью совпадают с логотипом, шрифтом и гиперссылками популярного ресурса. Цель таких писем — узнать данные вашей банковской карты, чтобы снять с неё деньги. Но если посмотреть на адрес отправителя (info@mybusinessplan.ru), то можно заметить, что он не совпадает с адресом портала Госуслуг.

Признак второй: «Мам, скинь денег на номер...»

Как только мошенник установил контакт, он пытается вывести вас из равновесия, вызвать шок или замешательство.

Многие письма от мошенников, которые приходят на электронную почту, начинаются так: «Ваш аккаунт взломан! Срочно...». Такие сообщения направлены на то, чтобы воздействовать на эмоции получателя и вывести его из равновесия. Их лучше не читать дальше и сразу удалять в корзину, помечая как спам.

Ещё один излюбленный «трюк» мошенников — СМС: «Мам, скинь на номер 1000 руб. Попал в аварию, сбил человека. Потом всё объясню». Хотя это довольно старый способ обмана, довольно грубый и непродуманный, такие просьбы продолжают приходить на телефоны.

Но не стоит попадаться на их жалостливый тон. Большая часть подобных посланий приходит из тюрем и исправительных колоний. Вероятно, скоро их станет меньше, потому что 9 марта президент России Владимир Путин подписал закон об отключении мобильной связи в местах лишения свободы или СИЗО (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» № 44-ФЗ от 09.03.2021).

Признак третий: охота за вашими деньгами

Любой разговор незнакомца с нечестными намерениями обязательно сведётся к деньгам. Он может говорить о разных вещах, но его цель — не светская беседа, а хищение ваших средств. Мошенник будет стремиться любыми способами получить доступ к ним. Вот одна из таких схем. Телефонные преступники звонят под видом полицейских, расследующих утечку данных. Они представляются, даже называют номер жетона. И излагают «легенду», как в банке кто-то пытался снять деньги со счёта того, кому они сейчас звонят, по нотариально заверенной доверенности. «Хищение» удалось предотвратить благодаря бдительности сотрудника банка, но надо теперь выяснить, как же произошла «утечка».

Мнимый полицейский якобы обеспокоен тем, куда теперь отправится злодей, если у него здесь всё получилось. Может, у «жертвы» есть счета и в других банках? Нужно проверить. И начинает выпытывать у собеседника информацию о его счетах и картах.

Но дело в том, что полиция никогда не запрашивает данные у конкретного человека, в каких бы кредитно-финансовых организациях тот ни обслуживался. Полиция делает это, обращаясь в соответствующие организации напрямую.

Если мошенникам всё же удастся получить информацию, они и деньги украдут, и оформят подложные кредиты и даже продадут ваши данные в даркнете.

По сведениям Российской секции Международной полицейской ассоциации, в 2020 г. мошенники совершили в нашей стране около 15 млн звонков. Прогноз на 2021 г. — 19 млн.

Звонящие незнакомцы просят перевести на «безопасный» счёт средства или оплатить услугу, предлагают что-то приобрести со «скидкой» или заплатить комиссию, им нужны деньги, чтобы «решить вопрос» или заблокировать перевод. Но нужно понимать, что таким образом идёт охота за вашими кровными.

Признак четвёртый: не отдавайте «золотой ключик»

Для того чтобы поживиться, мошеннику нужна точная информация. И он выведывает у вас данные.

Ему нужен «золотой ключик», открывающий заветную дверь. Он даже может попросить вас перевести ему какую-то сумму. Но в большинстве случаев предпочитает лично добраться до всех денег.

Во многих случаях у злодея уже есть какая-то информация о ваших счетах (её вполне реально приобрести на чёрном рынке). Только ему не хватает, например, данных банковской карты. Наверное, вам знакомы грустные телесюжеты, в которых пожилые люди признаются, как они по телефону сообщали совершенно чужому человеку срок действия своей карты и (ни в коем случае не делайте этого, ни под каким предлогом!) CVC-код. Получается, что люди сами отдавали собственные накопления мошенникам. Поэтому в подобных случаях правоохранителям трудно доказать факт преступления.

Аферистам также могут быть нужны логин и пароль к вашему аккаунту в личном кабинете банка или на электронной почте. Они могут попросить код, пришедший в СМС. А вот здесь внимание! Это означает, что мошенники уже, скорее всего, проводят операции по вашему счёту. И им осталась самая малость — подтвердить эту операцию.

Пятый признак: «занятые» аферисты

Тот, кто вам позвонил, — обычно очень «занятой» человек, он непременно будет вас торопить. Ему же надо не дать вам опомниться, помешать осмыслить ситуацию. Быстрее, быстрее! Сегодня или никогда! Пять минут или будет поздно! Заплатите комиссию или спишутся средства!

Вы против своей воли начинаете суетиться (подчиняясь команде незнакомого человека!), выполняете навязываемые действия. И в итоге отдаёте ему свои деньги.

Домашнее задание: «разрыв шаблона»

Финансовые мошенники обманывают не только граждан нашей страны. Нечто похожее наблюдается по всему миру и даже в тех странах, где население более грамотно в финансовом плане. У этого явления есть немало причин. В основном они связаны с ростом количества безналичных финансовых операций (интернет-банки, банковские карты, электронные кошельки) и большим количеством ресурсов, где люди оставляют персональные данные.

Именно в таких случаях пригодятся знания элементарных норм финансовой безопасности.

Расскажите ребёнку, что банковскую карту нужно хранить в труднодоступном для посторонних месте: не в заднем кармане джинсов, а в бумажнике или сумке. И не надо писать ПИН-код на самой пластиковой карточке! При снятии денег в банкомате правильным будет закрывать рукой клавиатуру. Никогда не следует отдавать карту человеку, принимающему платёж.

Что касается телефонных звонков, то надо помнить, что ни полиция, ни сотрудники банка или его службы безопасности никогда не выходят на конкретного абонента. И тем более не просят сообщить данные карты. А про выигрыши крупных сумм, крутых смартфонов, автомобилей и мощных ноутбуков лучше вообще не читать и не слушать! Звонки с подобной информацией можно охарактеризовать одним словом — развод! Это же относится к СМС и электронной почте: нельзя переходить по подозрительным и незнакомым ссылкам.

Как предотвратить обман? Есть простой и эффективный способ. Можно назвать этот приём «разрывом шаблона». Дело в том, мошенники заранее готовят какую-то речь и сценарий. И главная задача разводящего — заставить вас действовать по этому сценарию, навязать свою волю.

В таких случаях надо делать противоположное. Зная признаки, о которых мы сегодня говорили, вы легко узнаете мошенников. Поэтому просто кладите трубку, когда услышите что-то подозрительное. Не церемоньтесь, прерывайте разговор на полуслове, не дослушав. Если же вам доставит удовольствие вывести мошенника на чистую воду, то сообщите, что сейчас позвоните в «его» банк (или в ту организацию, от имени которой от вам звонит) и уточните, правда ли то, что он говорит.

Всё это «разрыв шаблона», и не соответствует сценарию мошенника. В результате таких действий он растеряется, а вам удастся избежать обмана и сохранить свои средства.