Личный финансовый план (сокращённо ЛФП) — это своеобразный бизнес-план семьи, инструмент, увязывающий существующие потребности (финансовые цели) человека и/или его семьи с имеющимися у него финансовыми возможностями, в том числе — с помощью подбора наиболее подходящих ему финансовых продуктов российского и зарубежного рынков. В идеале личный финансовый план составляется для того, чтобы тщательно проанализировать текущее финансовое положение семьи, её финансовые цели, а также помочь разработать стратегию их достижения. На сегодняшний день какие-либо стандарты составления личного финансового плана отсутствуют, но, опять же, в идеале полноценный комплексный личный финансовый план должен включать в себя следующие основные части:
После составления личного финансового плана семья переходит к его реализации, в том числе и к приобретению тех финансовых продуктов, которые были рекомендованы в рамках плана. Однако ничто не вечно под луной — ситуация семьи меняется, как и ситуация в мире, а вместе с ней требует корректировки и личный финансовый план. Соответственно, он должен пересматриваться на регулярной основе, но никак не реже одного раза в год, но желательно чаще — 2-3 раза в год. Общее правило таково: чем чаще происходят изменения, тем чаще пересматривается план, поэтому в периоды кризисов корректировка может проводиться даже раз в квартал.
Подводя итог, личный финансовый план — это долгосрочная стратегия движения к задуманным финансовым целям для конкретной семьи.
Поскольку до конца 2018 (до вступления в силу закона о финконсультировании) в России отсутствуют утверждённые стандарты личного финансового плана, вы можете встретить предложения по его составлению от самых разных компаний. И никто из них не лукавит и не обманывает клиента — просто под «личным финансовым планом» они понимают несколько разные вещи.
Условно всех участников рынка личного финансового планирования можно разделить на две основных категории:
Рассмотрим указанные две категории участников отдельно.
Итак, компании № 1 — это банки, управляющие компании, страховые компании, финансовые супермаркеты и так далее. Они ориентированы, как правило, на широкие массы, и их личный финансовый план скорее представляет собой некую экспресс-диагностику клиента с помощью анкеты и нескольких калькуляторов (инвестиционного, страхового, кредитного, пенсионного и других). Они не составляют для клиента полноценный глубокий и развёрнутый документ под названием «Личный финансовый план» страниц на 10-20, но это и не их задача. Их цель — подобрать оптимальный набор финансовых продуктов для клиента из их продуктовой линейки.
Личный финансовый план — будь то онлайн-тест, расширенная анкета, калькулятор или нечто подобное — бесплатен и предназначен для того, чтобы из имеющейся продуктовой линейки подобрать те инструменты, которые лучше всего подходят клиенту. Возможно, это нельзя назвать полноценным планом, но даже в таком виде это — значительный шаг вперёд в обслуживании клиентов, т.к. даже упрощённый личный финансовый план позволяет лучше подобрать то уникальное решение, которое больше всего подойдёт клиенту, а не предлагать ему все доступные финансовые продукты из линейки. Кроме того, если продукты для линейки подбирались по принципу качества, а не самых высоких комиссий, подобный упрощённый личный финансовый план просто поможет более грамотно сформировать портфель из качественных продуктов. Да, это будет не независимый финансовый план, но если клиенту будут подобраны качественные и, главное, подходящие продукты, то и план может считаться качественным, хоть он и бесплатен.
А теперь обратимся к компаниям и консультантам № 2 — к тем, кто составляет личный финансовый план за плату. Подавляющее большинство компаний и частных консультантов этой категории относятся к так называемым «независимым финансовым советникам» (или консультантам). Это новый институт для России.
Первые компании независимых финансовых советников (НФС) начали появляться в России в период 2003-2008 гг. Таким образом, данная сфера весьма молода и находится только на стадии роста и развития.
Одна из основных услуг, предоставляемых независимыми финансовыми советниками клиентам, — как раз составление личного финансового плана (ЛФП) для человека или его семьи.
На сегодня сфера консультирования по управлению личными финансами малознакома большинству населения — либо знакома, но к ней относятся с большим недоверием, предпочитая обращаться в знакомые и известные банки, управляющие, страховые компании и так далее. Отчасти это связано с отсутствием ярких лидеров рынка среди имеющихся консалтинговых компаний, с отсутствием масштабной рекламы своих услуг.
Помимо невысокой известности услуг по управлению личными финансами среди населения, данный рынок до конца 2018 года имеет дополнительный ряд особенностей:
Иными словами, абсолютно любой человек, зарегистрировавший компанию или ставший индивидуальным предпринимателем, может оказывать услуги по управлению личными финансами в РФ. Клиент в итоге вынужден искать те консалтинговые компании, которые работают на рынке личного финансового планирования хотя бы пару лет, имеют членство в ведущих мировых ассоциациях финансового планирования, могут предоставить примеры своих работ, отзывы клиентов. Также консультантов часто подбирают по книгам, статьям, публичным выступлениям, чтобы иметь возможность каким-то образом оценить их профессионализм и качество их услуг по личному финансовому планированию.
Говоря о стандартах услуги «личный финансовый план», следует также отметить, что каждая компания составляет его на базе собственной методологии, руководствуясь собственным подходом к планированию.
Варианты составления и градации услуги по составлению личного финансового плана сильно различаются в зависимости от компании. Помимо некоторой путаницы в видах и подвидах финансового плана, существует ещё один тонкий момент. Консалтинговые компании по личному финансовому планированию могут существовать как исключительно на доходы от составления планов и иных разовых консультаций, так ещё и на прибыль от продажи финансовых продуктов партнёров (например, программ страхования жизни, пенсионных программ НПФ, инвестиционных продуктов и т.д.) — и здесь они напоминают компании из первой категории.