Как вернуть деньги за образовательные курсы

Основания и порядок возврата средств за обучающие онлайн- и офлайн-программы

Получение новых знаний в онлайн-формате или прохождение традиционного обучения на курсах — популярная и востребованная услуга. Однако в последнее время появилось множество компаний и предпринимателей, которые предоставляют образовательные услуги некачественно, не в полном объёме или не предоставляют их совсем. В этом случае возможность возврата денег предусмотрена законодательно. Причём вернуть их можно, даже если клиент в одностороннем порядке отказался начинать или продолжать обучение.

Как регулируются отношения между учеником и «учителем»

Между учеником и компанией (предпринимателем), которая предоставляет образовательные услуги, возникают гражданско-правовые отношения. В большинстве случаев отдельный договор на обучение при регистрации на онлайн-курсы не составляется, но это не значит, что регулирующего документа нет.

В подобной ситуации договорные отношения оформляются публичной офертой или пользовательским соглашением, которое обычно размещается на сайте. Кроме основных условий, в данном документе должен быть раздел, который описывает порядок оплаты и возврата средств, а также способы одностороннего изменения условий договора или его расторжения.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» № 2300-1-ФЗ от 07.02.1992 имеет приоритетное значение при регулировании отношений между сторонами. Поэтому если в ст. 32 закона описано право отказа от оказания данных услуг, то клиент может им воспользоваться. Противоречащая этой статье норма в договоре будет считаться недействительной и не подлежит исполнению.

Однако расторжение не означает, что все уплаченные клиентом деньги автоматически будут возвращены. Порядок решения этого вопроса зависит от этапа, на котором произошёл отказ. Возможны несколько вариантов.

  1. Обучение ещё не началось.

В этом случае есть шанс вернуть все потраченные средства, так как услуга ещё не была оказана. Но, согласно законодательству, компания, которая предоставляет образовательные услуги, может потребовать у клиента возместить фактически понесённые потери в рамках конкретного договора.

Исполнителю необходимо обосновать факт наличия расходов и их размер. В противном случае клиент имеет право не компенсировать затраты компании.

  1. Обучение уже идёт.

Сумма, которую можно вернуть, когда занятия уже начались, зависит от причины расторжения договора.

  • Субъективная причина. Клиент может посчитать, что курсы ему не подходят, у него нет времени на их прохождение и так далее.

  • Объективная причина. Обычно связана с качеством предоставления услуги. Например, курс не соответствует описанию, изменены сроки или программа обучения и так далее.

Если причина является субъективной, вернуть деньги можно будет только после вычета стоимости уже проведённого обучения. Но в тех случаях, когда доступ к лекциям и проверочным работам предоставляется сразу, получить возврат не удастся, так как услуга будет считаться полностью оказанной.

Низкое качество услуги подразумевает, что:

  • программа курса не соответствует описанию в рекламных материалах;

  • объём преподавания не соответствует указанному;

  • отсутствуют преподаватели и спикеры, которые были заявлены;

  • отсутствуют необходимые для обучения материалы;

  • изменяется состав или график выхода лекций и проведения семинаров.

Если потребитель столкнулся с перечисленными недостатками, у него, согласно законодательству, есть три возможности:

  • потребовать устранения выявленных факторов, если это осуществимо;

  • уменьшить стоимость оплаты и получить назад разницу;

  • полностью вернуть средства.
  1. Обучение не началось в срок.

В ситуации, когда курс куплен, но не начался в указанное время, услуга считается непредоставленной. Клиент имеет право потребовать у компании, которая является исполнителем, полного возврата средств без дополнительных условий.

Порядок возврата средств

Порядок действий, который позволит вернуть деньги за некачественное или непредоставленное обучение, а также часть оплаты в случае одностороннего расторжения договора, заключается в следующем.

  1. Фиксация фактов, которые обосновывают претензию.

Перед началом процедуры возврата необходимо зафиксировать факты, которые доказывают правоту клиента или истца в будущем. Для этого нужно сохранить договор оферты, данные о сроках предоставления услуги, программу курса, перечень спикеров.

Возможные способы:

  • осмотр сайта и фиксация информации с него с помощью нотариуса;

  • сохранение переписки в мессенджерах и почтовом клиенте;

  • запись разговоров, в том числе о возможном отказе от курсов.

Важны любые детали, которые доказывают непредоставление услуги или её низкое качество. К ним относятся сообщения об изменении сроков обучения и состава преподавателей, оправдания в случае переноса занятий.

Если оферты нет, то подтвердить факт договорных отношений могут другие данные. Например, из переписки в мессенджерах, где есть предложение записаться на курсы и указание их стоимости; из уведомлений, приходивших на электронную почту, и иных подобных источников.

  1. Составление претензии.

Требование о возврате средств составляется в виде документа и направляется на адрес компании-исполнителя, указанный на сайте и в регистрационных документах. Важно зафиксировать попытки досудебного урегулирования спора. Для этого отправлять претензию следует исключительно по почте заказным письмом с уведомлением.

Ожидать ответа на претензию нужно в течение десяти дней. Если вопрос не разрешён и деньги не возвращены, можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Особо отметим, что важно получить отказ или другой ответ (если он будет) в письменной форме. Звонков по телефону следует избегать.

  1. Судебное разбирательство.

Иск в суд о возврате средств в рамках законодательства о защите прав потребителей подаётся в общем порядке, согласно ГК и ГПК РФ. Рекомендуется воспользоваться помощью юриста, который поможет грамотно составить иск и поддержать его на судебных заседаниях. Стоимость предоставленной юридической помощи может быть взыскана в рамках иска с ответчика в случае положительного решения по делу.

Известные школы и добросовестные исполнители обычно возвращают средства на досудебной стадии разрешения конфликта, не доводя его до огласки и суда. Проблемы могут возникнуть, только если обучение предоставляли компании-однодневки или мошенники, задача которых — собрать как можно больше денег с потенциальных клиентов за некачественную или неоказанную услугу.