Как справиться с бесконечными детскими «хочу»

Учим ребёнка тратить деньги с умом, не попадаться в ловушки рекламы, избегать стихийных покупок и переплат
Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»

Признаюсь, тема очень трудная. Прежде всего потому, что главный герой здесь — не человек, большой или маленький, а личный пример родителей. Но по нынешним временам это большой дефицит. Ведь мало кто из взрослых при наличии возможности откажется от шоппинга. 

«Тоже мне проблема!»

Вот, например, как отреагировала на одном из интернет-форумов жительница Новосибирска Алёна на слова о вреде шопоголизма: «Не знаю, чем плохи покупки-утешения, не так уж много утешений у нас во взрослой жизни, отлично, что есть ещё и шопинг! Вы называете это зависимостью? Ну тогда давайте не есть, не читать, ни в кого не влюбляться, выбросим весь алкоголь! Кстати, отлично заходит последний айфон за годовой аттестат сына с баллом 5,0. Вот тоже мне проблема!». 

Вон та игрушка

Очень важно научить детей осознанному потреблению. Так как, если этого не сделать вовремя, то может произойти ситуация, как у жительницы Электростали Ольги: «Только когда дочь просит на выпускной сумку „Биркин“ стоимостью с вашу годовую зарплату, вы вдруг вспоминаете, что, оказывается, забыли поговорить с ней об обществе потребления, рекламных обещаниях и дофаминовой ловушке».

Увы, зачастую родители осознают потребительское отношение детей к жизни слишком поздно. В одних случаях, когда чадо топочет ногами, выпрашивая новый айфон, в других — когда малыш бьётся в истерике, упав на пол магазина и сквозь собственный рёв требуя «вон ту игрушку».

Это происходит потому, что как-то не принято рассказывать детям об обществе потребления, ведь и сами взрослые не всегда разумно тратят деньги.

Дофаминовая ловушка

Однажды издание «Афиша Daily» привело статистику, согласно которой дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год. И это не считая рекламы в интернете, растяжек и баннеров на улице, а также продакт-плейсмента, неявной рекламы в передачах, видеоклипах, фильмах и компьютерных играх.

Исследования психологов выявили, что мальчишки и девчонки до восьми лет полностью доверяют рекламным роликам и не могут увидеть в них корыстную подоплёку. То есть многие преувеличения, далёкие от реальной жизни, воспринимаются детьми как норма. А критическое мышление появляется лишь к 10–11 годам при условии, что взрослые помогли его правильно сформировать.

Так происходит, потому что маркетологи не зря едят свой хлеб: они настолько ловко расставляют рекламные ловушки, что при просмотре ролика у человека происходит выброс гормона радости и счастья — дофамина. Коварство этого нейрохимического вещества в том, что оно обещает мозгу награду, заставляет предвкушать кайф от приобретения или обладания чем-то. Но оно не способно сделать человека по-настоящему счастливым.

Пока я не узнал об этом его свойстве, не мог понять, почему, когда я получаю желаемую вещь (например, новый ноутбук или смартфон), у меня быстро пропадает интерес к ней.

Но если взрослые ещё в состоянии как-то противостоять воздействию дофамина (знаем, не всегда!), то ребёнок послушно ему подчиняется. Ведь дети более впечатлительны, а значит, лучше поддаются психологическому программированию. Поэтому реклама способствует формированию их мировоззрения.

Промомусор — не чистая монета

Посетительница детского интернет-блога Галина из города Апатиты рассказывает: «Мой сын пока на рекламу не реагирует. Но когда ребёнок попадает в коллектив, то ему начинает хотеться того, что есть у всех (а у всех будет как раз то, что рекламируют). И так будет, даже если он не посмотрел рекламу. Нужно искать компромисс, объяснять. Мой вот стал просить игрушку свинки Пеппы. Я бы сама сроду её ему не купила!».

А вступившая в диалог Яна из Москвы пишет, что готова проклясть один из детских телеканалов за его бесконечную рекламу: «Теперь нам и русалок надо, и этих убогих пони. Если бы ещё бабушки понимали, что творят своей милостью! Пока сложно донести до ребёнка, что это не его личные желания и потребности, а навязанные рекламой».

Вторит Яне и жительница Барнаула Елена: «Нет этого телеканала — нет проблем. Но сейчас онлайн можно смотреть что угодно. И вообще, я объясняю ребёнку, что рекламируют, как правило, ненужные вещи, а про нужные все и так всё знают и покупают, когда надо».

Черту под обсуждением подводит Ольга из города Электросталь: «Конечно, со временем ребята разберутся, что и как, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям! Нельзя спокойно смотреть, как они принимают промомусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обёртке!».

Психология «необладателей»

Что же делать? Ведь, как ни крути, ребёнок почувствует себя неполноценным, если у него не будет того же, что есть у всех одноклассников. Так устроено детское сознание. Помню, как мне в каком-то младшем классе нестерпимо хотелось иметь пластмассовый пистолет «Вальтер». Он был писком моды, и несколько счастливчиков размахивали разноцветными моделями перед носами «необладателей» с такой важностью, что, казалось, вот-вот лопнут. Я сильно переживал и действительно чувствовал себя неполноценным. А когда, наконец, родители мне его купили, то с пистолетом я не расставался даже во сне.

«А какая не дорогущая?»

Нужно установить в семье некоторые правила и стараться их соблюдать. Об этом поведала на воспитательном интернет-ресурсе Ярослава Елагина. Когда она устала от бесконечного детского «хочу», то поняла, что ребёнок требует что-то снова и снова, когда не понимает причины отказа. Для него все эти «нет денег», «слишком дорого», «бесполезная или вредная покупка» являются отвлечёнными понятиями.

В связи с этим вспоминаю глубоко тронувший меня эпизод. В продуктовом магазине передо мной к кассе стояли молодая мамаша и мальчик лет пяти. Он громко и настойчиво просил что-то купить. Женщина некоторое время молчала, а потом, видимо, чтобы предупредить все возражения ребёнка, коротко бросила: «Это вещь дорогущая!». Мальчишка на секунду опешил: «Дорогу-у-ущая?». Но тут же снова пошёл в атаку: «А какая не дорогущая?». Все, кто был возле кассы, зашлись от смеха.

На безделушки денег нет

А вот Ярослава на понятном языке объяснила своему трёхлетнему ребёнку, по какой именно причине у семьи нет денег на все его желания. Она разрезала лист картона на части, пропорционально суммам покупок. Потом нарисовала схематично на этих частях статьи расходов. Продемонстрировала дочке и рассказала, какая часть денег уходит на продукты, какая на коммунальную плату, поход к врачу и прочие необходимые нужды.

А потом растолковала, что если купить дорогую игрушку, то придётся отрезать кусочек вот от этой части или вот от этой. Продуктами и обязательными платежами пожертвовать не получится, значит, пострадает что-то другое, важное для семьи.

Экономия на расходах — это целая наука, да ещё какая! Круче только будет, если научить и ребёнка тоже экономить. Ярослава вместе с дочерью планирует бюджет, обсуждая, хватает ли заработанных денег на все необходимые статьи расходов. «Подобным образом ребёнок учится понимать, как примерно распределяются деньги в семье, — делится опытом Ярослава. — В магазинах обращаю внимание ребёнка на акции, рассчитываю, сколько сэкономила на приготовлении домашних блюд. Мы даже фиксируем выгоду на листе на холодильнике».

Ярослава учит подросшую девочку распоряжаться карманными деньгами и недавно завела ей банковскую карту, вместе с дочерью перед походом в магазин она составляет список покупок.

Вот замечательная иллюстрация личного примера. Кстати, ещё о личном примере: «Обычно мы запрещаем детям есть сладкое. Но и в этом случае важно начинать с себя — если ребёнку нельзя конфеты, газировку или чипсы, то их нельзя и родителям. Фраза „взрослым можно, а детям — нет“, по-моему, очень странный ответ», — уверена Ярослава.

Домашнее задание

Попробуйте применить опыт наглядного обучения от Ярославы Елагиной. Вот уж воистину: всё гениальное просто.