Инвестиционный план для детей

Выбор стратегии и инструментов
Наталья Смирнова
Независимый финансовый советник
Очень часто родители, желающие обеспечить блестящее будущее своих детей, начинают с того, чтобы найти инвестиционные инструменты, которые можно было бы оформить на детей. Но вся тонкость в том, что:
  • Дети не могут, как правило, до 18 и далее лет сами распоряжаться финансовыми инструментами в силу нехватки знаний и в силу недееспособности (или неполной дееспособности).
  • Если деньги вдруг понадобились раньше, многие детские инструменты не позволяют их свободно изъять до 18-летия ребёнка, а просчитать, чтобы сумма гарантировано до 18 лет не понадобилась, всегда затруднительно.
  • Если родитель не объясняет ребёнку критерии выбора тех или иных инструментов, а просто чисто формально оформляет на него, то ребёнок не научится управлять личными финансами.
  • Если мы говорим про классическую детскую накопительную страховку, то в её случае ребёнок получает накопления лишь по окончании срока, а не в момент смерти родителя-страхователя, хотя деньги могут потребоваться и раньше: ребёнок может изменить планы по вузу и вообще стране обучения, средства могут потребоваться гораздо раньше, чем предполагалось.
Вот почему я считаю, что особенного смысла копить именно в детских продуктах на будущее детям не требуется. Вполне достаточно, если родители оформят финансовые продукты на себя, но будут при этом уведомлять и вовлекать ребёнка в процесс накопления, чтобы он знал про эти продукты и понимал, как они работают и как ими распоряжаться в случае ухода родителей из жизни.
В чем копить на будущее ребёнка?

Я склоняюсь к классической комбинации, которая состоит из 3 частей:

Ликвидная – это часть портфеля под ребёнка, которая покрывает непредвиденные и не слишком крупные расходы, связанные с ребёнком. Скажем, внеплановый репетитор, внеплановая языковая школа, внеплановый комплект дополнительной литературы и т.д. Она защищает основную, инвестиционную, часть от внеплановых внезапных изъятий из портфеля раньше времени из-за непредвиденных расходов. Ликвидная часть должна быть максимально легко доступна, поэтому идеальные финансовые инструменты для неё – это обычные банковские вклады с возможностью пополнения и частичного снятия, с минимальным неснижаемым остатком. Они должны быть оформлены на родителей, но дети должны быть в курсе их существования и суммы на счёте. Идеальный размер такой части – не менее 6 ежемесячных расходов на ребёнка.

Защитная. Роль данной части – защитить самую основную, инвестиционную, от крупных внеплановых расходов в связи с крайне неприятными событиями в жизни семьи: потерей родителями трудоспособности или установления им диагноза в виде опасного заболевания. Это критично для будущего ребёнка, т.к. родители, лишившиеся возможности работать, теряют возможность откладывать дальше на будущее их детей. Плюс им может требоваться неотложная и дорогостоящая медицинская помощь, деньги на которую, если защитной части нет, берутся из инвестиций в ущерб будущему ребёнка. Защитную часть идеально формировать из программ накопительного страхования жизни защитой на случай потери трудоспособности родителей и опасных заболеваний у них, а также с опцией освобождения от уплаты взносов, чтобы, если они лишатся трудоспособности, взносы по программе делала бы страхования компания, и нужная сумма к нужному сроку бы всё равно была бы накоплена. Накопительная страховка делается до срока поступления ребёнка в вуз и на сумму минимально необходимой платы за обучение. Например, если не брать самый крутой вуз и самую популярную специальность, а взять вуз из топ-10 и специальность востребованную, но не топовую, то бакалавриат и магистратура могут обойтись в 1 млн руб. Вот на такую сумму минимум и нужно оформить накопительную страховку, чтобы гарантировать формирование 1 млн + процентный доход к нужному сроку, что бы с родителями ни случилось. А если они умрут раньше окончания программы, ребёнок (или его опекун) получили бы эту сумму раньше и смогли в новых обстоятельствах перестроиться и распорядиться ею.

Инвестиционная часть – самая основная, т.к. именно за счёт неё и происходит основное наращивание капитала на будущее ребенка. Обычно родители не могут отложить сразу крупную сумму на будущее детей, а предпочитают инвестировать регулярно, раз в месяц или квартал, небольшие и комфортные для себя суммы на будущее своих детей. И до этого будущего, как правило, несколько лет. Идеальным решением для начала формирования этой части станет индивидуальный инвестиционный счёт, когда каждый из родителей может его на себя оформить и делать взносы до 1 млн руб. в год. Если родитель не готов к риску и у него есть официальный доход под 13%, кроме дивидендов, то лучший вариант – это ИИС типа А с вычетом до 400 тыс. руб. в год и инвестиции в рамках него в ОФЗ + корпоративные облигации максимально надёжных российских компаний выпуска 2017 и далее со льготным налогообложением купонов. Если же родитель готов к риску, а также если он копит на образование ребёнка за рубежом и использует валютные инструменты, то лучше выбрать ИИС типа Б с отсутствием налога на выходе, а внутри счёта купить акции – как российские, так и зарубежные (на Санкт-Петербургской бирже), а также акций ETF. Такой счёт открывается минимум на 3 года. Когда родители будут выходить за рамки 1 млн руб. в год и будут готовы инвестировать больше, то всё, что будет превышать 1 млн руб. на каждого родителя (или 2 млн в совокупности на обоих), можно откладывать на обычный брокерский счёт по той же логике: для консервативных инвесторов акцент на облигациях, для агрессивных – на акциях. Для умеренных можно делать микс, где один родитель инвестирует в рамках ИИС типа А в консервативные инструменты, а второй родитель – в агрессивные через ИИС типа Б.

Но сформировать портфель «ликвидная часть + защитная + инвестиционная» мало: нужно непременно доносить до ребёнка смысл каждой части, вовлекать его в ежеквартальный анализ портфеля и его корректировку, рассказывать про каждый финансовый инструмент, принципы его работы и наследования. Это нужно для того, чтобы ребёнок не просто получил капитал с неба без какого-либо понимания его происхождения и механизмов работы, а понимал, что с ним дальше нужно делать и для чего нужна каждая из трёх частей портфеля.