Что их жизнь? Игра!

Что их жизнь? Игра!

Могут ли дети заработать, сидя за компьютером
Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»

«Экономическая кругосветка» в каждой публикации старается внести свою лепту в повышение финансовой грамотности юного населения страны. Но летом теория идёт не так хорошо, поэтому будем рассказывать о делах практических. А вся практика по нашей теме сводится к главному вопросу — как детям самостоятельно заработать деньги?

Кто интересовался этим всерьёз, тот знает, что способов много. Просто каждому ребёнку надо найти вариант, подходящий именно для него. Такой, чтобы было в радость. Ведь именно это зачастую называют счастьем — и удовольствие от работы получать, и достойную оплату иметь. Помните, как говорил великий китайский мыслитель и философ Конфуций: «Найди себе дело по душе, и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни»?

Компьютер по выходным

Вряд ли со мной (и Конфуцием) согласятся родители девчонок и мальчишек, которые целыми днями сидят за компьютерными играми.

Вот крик души от участницы одного из интернет-форумов Анны: «Ребёнок одиннадцати лет буквально зависим от компьютерных игр. Позволяем включать комп только на выходных по два часа в день. Полтора года назад подарили ему смартфон, в котором тоже полно игр. Телефон с ним постоянно, играет каждый вечер, берёт в школу. Ждёт выходных, считает каждую минуту, когда можно будет сесть за компьютер. В течение дня только и говорит, что об играх. Мне кажется, они негативно сказываются на его психологическом состоянии. Может, эти игры ему вообще запретить? Или обратиться к врачу?».

Анне поступило немало советов: купить сыну кнопочный телефон, предварительно удалив с него предустановленные игрушки, или срочно найти медицинского специалиста по игровой зависимости. Один комментарий выделялся из общего числа: «Если ребёнок не будет сидеть в интернете и играть, то что он будет делать дома? Вы готовы заполнить его время?». Анна парировала, что с этим у них в семье всё в порядке.

Стрелялка из лаборатории

Безусловно, проблема серьёзная и, возможно, в ней действительно надо разбираться специалисту. И проблема-то не одной семьи, а многих.

Но давайте посмотрим на это с другой стороны: вдруг это не проблема вовсе, а призвание одиннадцатилетнего геймера? То самое «дело по душе»? Представляю, сколько гневных копий сейчас метнут в меня родители! Но мы ведь только рассуждаем.

Наверняка вы слышали о такой штуке, как киберспорт. Сегодня это мощнейшая индустрия и шоу-соревнования с призовыми фондами в миллионы долларов. А начиналось всё в 1962 г. далеко не так масштабно. Серьёзные сотрудники научной лаборатории Массачусетского технологического института Стив Рассел, Мартин Грец и Уэйн Витенен в перерывах между глобальными исследованиями играли в изобретённую ими же примитивную компьютерную стрелялку Spacewar. В ней космические корабли-треугольники маневрировали по определённой траектории, и в них надо было попасть из супероружия.

Интересно, а как реагировал на зависание своих сотрудников с цифровой игрушкой руководитель научной лаборатории? Пытался запретить или советовал обратиться к врачу?

Похоже, что по-другому. Ведь через десять лет в Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта (где, кроме прочего, разрабатывались и проекты для Минобороны США) собрались студенты и учёные на первое в мире соревнование по Spacewar. Новоявленные киберспортсмены сражались за годовую подписку на журнал Rolling Stone. Победителем стал математик Брюс Баугард из Гарварда. Рассказывают, что он практически не спал днями и ночами, чтобы успевать работать, учиться и оттачивать свои навыки в цифровой игре.

Миллионы на киберспорте

В XXI веке появились первые профессиональные команды и целые лиги в разных дисциплинах, стали заключаться контракты с крутыми игроками. В киберспорт пришли спонсоры с большими деньгами, турниры начали демонстрироваться по телевидению. В 2011 г. геймеры получили платформу Twitch — площадку с уникальным контентом для реализации собственных возможностей и дополнительного заработка.

Но дальше — больше. Уже несколько лет проводятся чемпионаты мира по киберспорту с заполненными до отказа трибунами стадионов, миллионами зрителей онлайн и умопомрачительными призовыми фондами. Один из таких — The International — добрался до отметки в 31 млн долл. В интернете немало экспертов, утверждающих, что киберспорт сейчас превратился в абсолютно состоявшуюся сферу, с которой не стыдно связать свою жизнь. И спортивные бренды со столетней историей собирают видеоигровые подразделения. А родители, дескать, молятся на детей-геймеров так, как не молились раньше на подающих надежды футболистов.

Есть уже и философские размышления по этому поводу. Некто GMerlin глубокомысленно замечает: «Увы, это жизнь. Точно так же в XIX веке не считали серьёзным занятием шахматы. Родные Пола Морфи, величайшего шахматиста тех времён, усиленно давили на него, чтобы он бросил „эти игрушки“ и занялся стоящим делом. В итоге Морфи стал юристом. Теперь вот киберспорт. Наверное, в будущем выросшие киберспортсмены будут давить на своих детей, чтобы те бросали унылый реал и занимались какой-нибудь правильной киберспортивной дисциплиной».

Руль над колыбелью

Понятно, что чемпионами становятся единицы. Но у многих звёзд страстное увлечение началось с детства. Например, семикратный чемпион «Формулы-1», величайший гонщик современности Льюис Хэмилтон начал крутить руль ещё лёжа в колыбели. Такую игрушку подвесил над крошечной кроваткой его отец Энтони. А в четыре года мальчишка сел за руль карта. И поехал. К слову, Энтони посвятил любимому занятию сына всю свою жизнь, став его ближайшим другом, механиком, продюсером и директором. И никогда не считал гонки, которыми бредил Льюис, никчёмным времяпрепровождением.

Не танчиками едиными

Но вернёмся к компьютерам (хотя современный болид «Формулы-1» практически тот же компьютер, только на колёсах). Могут ли дети зарабатывать, сидя часами за играми? Выходит, могут. История киберспорта знает немало имён наших соотечественников.

Например, легендарный Алан Енилеев, который одержал победу над 70 участниками в международной олимпиаде WCG-2006. За его заслуги в 2014 г. ему предложили быть в числе тех, кто открывал Олимпиаду в Сочи. А одним из самых удачливых считается екатеринбуржец Павел Бельтюков, который в 2016 г. обошёл всех игроков планеты на международном турнире Hearthstone.

В нашей стране с 2018 г. ежегодно проводится Школьная киберспортивная лига, учреждённая Федерацией компьютерного спорта РФ. Да о чём мы говорим?! Сам президент России Владимир Путин 1 сентября 2020 г. во время Всероссийского открытого урока поддержал идею проведения чемпионатов по киберспорту в школах. А в Госдуме заявили, что подобные соревнования помогут получить девчонкам и мальчишкам опыт работы в команде и развить тактическое мышление.

Представитель проектного офиса Института развития интернета Оксана Подварко поделилась в интервью СМИ своим мнением: «Киберспорт вошёл в культуру поколения Z, превратился в атрибут взросления, как и вся цифровая среда, окружающая детей XXI века. Большая часть геймеров — молодёжь до 18 лет, которая не просто „сидит за компьютером в своих танчиках“ и так развлекается. Эти люди интересуются киберспортом как профессиональным видом спорта». По оценкам экспертов, сегодня каждый третий человек в возрасте от 16 до 24 лет следит за новостями игрового спорта или уже заядлый геймер.

Моя работа — играть!

С таким заядлым игроком пообщалась для своего блога Полина Липатникова. Она рассказала о 15-летнем ученике из Екатеринбурга, который зарабатывает до 200 тыс. руб. в месяц на интернет-играх и помогает родителям. Киберспортсмен признался, что, как и практически каждый школьник, поначалу просто проводил свободное время за гонками и стрелялками. Но постоянно повышал уровень, соревновался с одноклассниками: «На переменах я сижу и играю в телефон. С первого класса как играл, так и продолжаю. Чтобы победить в боях, шутерах или симуляторах, нужно много практики. Не всегда будет везти с первого раза, надо уметь проигрывать. До того, как стать киберспортсменом, я играл сам на себя. А потом мне предложили контракт в команде. Участвую в международных турнирах. Моя работа — играть! Бывает, игра затягивается на десять часов или даже больше. Но я с раннего детства увлекаюсь хоккеем, поэтому стать киберспортсменом для меня было несложно».

К слову, в профессиональном киберспорте игроки обязаны соблюдать режим, заниматься в тренажёрном зале, правильно питаться. С ними работают тренеры, диетологи и психологи.

Домашнее задание

Уважаемые родители! Не спешите обращаться к врачу, если ваш ребёнок часами просиживает за компьютером или в телефоне с играми. Присмотритесь: может быть, прямо сейчас рядом с вами — будущий чемпион мира по киберспорту.

А если ему и не суждено стать легендой, то некоторые компьютерные игры (что доказано учёными из разных стран) помогут в школе, университете, да и вообще в жизни. Ведь правильно подобранные «игрушки» развивают разнообразные психологические качества, познавательные и универсальные навыки, такие как память, мышление, внимание и скорость реакции. Между прочим, компьютерными играми частенько «балуются» многие знаменитости, в частности Илон Маск и Стивен Кинг.