Экономическая кругосветка. Будущее за электрокарами

Экономическая кругосветка. Будущее за электрокарами

Как мировая автомобильная промышленность перестраивается под актуальную тенденцию, и какую специальность уже сейчас надо выбирать ребёнку, чтобы оказаться в тренде
Автор блога образовательного интернет-проекта «ФинГрам»
Гонки на «токе»

Мировые автобренды один за другим заявляют о желании выпускать электромобили. На днях об этом сообщила Bugatti. Но, судя по всему, у знаменитой компании нет возможности или желания сделать такую машину самостоятельно. Поэтому «Бугатти» объединилась с хорватским предприятием Rimac Automobili, занимающимся разработкой электрических гиперкаров. Как ожидается, совместное производство запустят в конце 2021 г. Получается, «Римак» поможет «Бугатти» создать свой первый электромобиль.

В автопроме планеты, кроме знаменитой американской «Теслы», наметились явные лидеры электромобильной промышленности. Это немецкие «Ауди», «Фольксваген», «БМВ» и «Мерседес». А остальные — китайцы: GAC NE, BYD, Geely, BJEV и Nio.

К слову, «БМВ» не ограничивается машинами «на токе», и в июле презентовала электроскутер с солидными характеристиками, способный разгоняться до 120 км/час.

Мы даже не говорим сейчас о классике — троллейбусах и трамваях. Не берём во внимание заполонившие города электросамокаты.

А спорт! Ещё с 2012 г. по автодромам разных стран мчатся racing (sports) cars — гоночные (спортивные) автомобили. Это «Формула Е» — чемпионат мира для электромобилей с открытыми колёсами и, по сути, лаборатория для исследований и разработки машины будущего. На электрическом двигателе такие болиды разгоняются до 225 км/ч.

Не всё через «Ё»

Хотя в России электрокары особым спросом пока не пользуются, их производят на разных предприятиях. Ведь от мирового тренда никуда не денешься! И кто знает, как всё изменится лет через пять-десять?

Не все знают, что «АвтоВАЗ» экспериментировал с созданием транспортных средств на электротяге ещё в советское время. Но воплотиться в жизнь нескольким прототипам помешал развал Советского Союза. И вот в начале нулевых появилась Ellada — переведённый на электротягу универсал «Калина». Машина была первым отечественным электрокаром, поступившим в продажу. А почему мы его не видели? Да потому, что в свет Ellada вышла с определёнными условиями — реализация только юридическим лицам и с ограничением прав на перепродажу. Поэтому за два года разные ведомства получили лишь 96 экземпляров.

«АвтоВАЗ» на этом не остановился и несколько лет назад построил Vesta EV, способную разгоняться до 140 км/час и с запасом хода 150 км. Правда, электрическая «Веста» осталась в единственном экземпляре, так и не выйдя на серийное производство. Но предприятие твёрдо намерено к 2028 г. освоить производство электромобилей.

А вот сегодня российская инжиниринговая компания ZETTA разрабатывает небольшой электрокар City Modul. В разных модификациях городской машины планируется запас хода от 200 до 560 км. И, что любопытно, вместо руля у автомобиля будет... джойстик. Да что там! Управлять «сити-модулем» можно будет при помощи планшета или приложения в смартфоне. Вполне вероятно, что ZETTA начнёт свой путь по дорогам уже в 2021 г.

А настоящий класс — «Монарх» (MONARCH), который уже успели окрестить русской «Теслой». Сегмент, понятное дело с таким названием, — премиальный. Седан с запасом хода до 400 км должен стать настоящим раритетом: всего планируется выпустить не больше 30 машин.

Ну и что бы вы думали — электромобилями занялся оружейный концерн «Калашников»! Москвичи наверняка помнят, как в 2018 г. столичные полицейские патрулировали объекты чемпионата мира по футболу на трёхколесных футуристических конструкциях «Овум». Эти «Ижи» разгонялись до 30–40 км/час и на одной зарядке проезжали до 150 км.

В том же году «Калашников» представил на одном из международных форумов электрокар CV-1, построенный на кузове старого универсала «Иж-21252 Комби». Запас хода у него составил 350 км.

В общем, благородным в экологическом плане делом построения электрокаров в России занимаются на полном серьёзе (печально-провальная история с «Ё-мобилем», произошедшая в 2010–2014 гг., — не в счёт).

Нулевой выхлоп

В это трудно поверить, но первый электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Это была тележка, передвигавшаяся на электрической энергии, изобретённая венгром Аньосом Йедликом в 1828 г. Хотя его детище и напоминало больше скейтборд, чем машину, первенство именно у него. А в 1899 г. к Европе уже подтянулись и наши — русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов соорудил первую электрическую «маршрутку»: омнибус, вмещавший 17 человек и двигавшийся со скоростью 39 км/ч.

В чём же преимущества электромобиля, почему человечество так зациклилось на нём именно сейчас?

Основной ответ лежит на поверхности: люди до предела (точнее, до беспредела) намусорили на планете и потому всерьёз задумались об экологии. Иначе элементарно не выжить. Да, нулевой выхлоп делает воздух чище вокруг нас.

А уровень шума! Сейчас окно в городе невозможно открыть — грохот и рычание авто- и мототранспорта смахивают на шабаш взбунтовавшейся техники.

А ещё у электромобиля упрощённая конструкция, его ремонт обойдётся дешевле и займёт меньше времени, нежели у бензиново-дизельного собрата.

К преимуществам нужно добавить лучшую динамику и безопасность: по статистике электромобили переворачиваются гораздо реже и при резких манёврах управляются водителем лучше.

Недостатки тоже есть, но несущественные, связанные в основном с батареей. Однако изобретательские умы постоянно придумывают что-то новое. Впрочем, главная проблема для России в этом плане — слабая инфраструктура. То есть купить электротачку и ездить в ней комфортно можно, пожалуй, только в крупнейших городах. А так — заряжать придётся дома от розетки.

Иная ситуация в Европе. Как выяснила компания по бронированию жилья и автомобилей Spotahome, неоспоримый лидер по комфортной эксплуатации электрокаров — Лондон. После него идут нидерландские Амстердам и Роттердам. А на четвёртом месте норвежский Осло. К слову, в Норвегии электрокаров на душу населения больше, чем где-либо на земном шаре.

Микросхемы и визуализация

С развитием новых технологий к теме выбора вашим ребёнком (или вами — для вашего ребёнка) будущей профессии надо подходить серьёзно. На кого учиться для электропрома? Какие специальности нужно выбирать детям и подросткам, чтобы иметь востребованную и высокооплачиваемую работу в этой сфере?

Специалисты утверждают, что в ближайшее время одной из трендовых будет профессия механика электромобилей. Здесь нужны люди с соответствующими знаниями и даже магистерской степенью. Механик обслуживает и ремонтирует электротранспорт, зарабатывая до 100 тыс. руб.

Для того, чтобы оказаться в этой профессии, ещё в школе надо бы приналечь на физику, английский и немецкий языки, уметь паять микросхемы, разбираться в электрике, собирать компоненты электросетей. Пригодятся также навыки работы с информацией и измерительным оборудованием: мультиметром, осциллографом, диагностическим сканером. Неплохо иметь способности к визуализации, чтобы хорошо представлять конечный результат. И, конечно, такая работа любит внимательных и аккуратных, поэтому лучше начать воспитывать эти качества уже в детстве.

Любопытно, что «Тесла» с 2018 г. запустила обучающую программу Tesla START по подготовке нового поколения технических специалистов для работы с электрокарами. Занимаются здесь жители всей Северной Америки, парни и девушки из колледжей. Студенты программы развивают технические знания и получают сертификаты об окончании. Причём компания трудоустраивает собственные кадры.

В России электромобилистам всячески помогает «Ассоциация развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры» — АЭТИ. Эта организация участвует в различных рабочих группах при правительстве страны и инновационном центре «Сколково». Кстати, сам ИЦ «Сколково» планирует полностью отказаться от бензинового транспорта и перейти на электромобили к 2025–2027 гг.

Домашнее задание

В ближайшие годы на ниве электротранспорта работы невпроворот. И знаний здесь потребуется тоже немало. Причём современных, продвинутых. Дети-то именно к этому стремятся — быть продвинутыми и крутыми. Так вот, пожалуйста — огромное поле для реализации талантов! Летом, конечно, не до занятий. Но на каникулах будет полезным проникнуться мощной мотивацией.

Вам также может понравиться:
Как справиться с бесконечными детскими «хочу»
Учим ребёнка тратить деньги с умом, не попадаться в ловушки рекламы, избегать стихийных покупок и переплат
Зонтик от неприятностей
Рассказываем ребёнку, что страхование — это защита сегодня от опасных ситуаций, которые могут произойти завтра
«Яблоки» от инвестиций
Зачем ребёнку знать, как разместить капитал для получения прибыли
И у ребёнка есть экономические права
Финансовая грамотность ваших детей будет просто теорией, если вы не расскажете им об экономических правах
«Счастье не в деньгах, но благополучие тесно с ними связано»
Что думают участники родительского форума об обучении детей финансовой грамотности
Почему ребёнку надо знать о пенсии
Расскажите своим детям, как они могут сформировать собственную будущую финансовую поддержку