Аватарка стоимостью 7,5 миллионов долларов

Как технология NFT открыла новую главу в искусстве и при чём тут блокчейн

Беспрецедентная диджитализация, охватившая мир на фоне пандемии, спровоцировала бум цифрового искусства. В марте 2021 г. аукционный дом Christie’s продал невзаимозаменяемый токен (non-fungible token, NFT) художника Майка Винкельмана, известного под псевдонимом Beeple, за 69,3 млн долл. После этой сделки Beeple вошёл в тройку самых богатых из ныне живущих художников мира, а эксперты заговорили о новой вехе в истории арт-рынка. Технология NFT позволяет оцифровать взаимодействие с любыми виртуальными и физическими товарами, что упрощает подтверждение права собственности на них. Разберём, каким образом NFT-искусство стало мировым трендом и как можно в него инвестировать.

Рис. 1. Майк Винкельман. Цифровой коллаж из пяти тысяч рисунков, которые художник публиковал ежедневно с 2007 г. Источник: https://onlineonly.christies.com/s/beeple-first-5000-days/beeple-b-1981-1/112924
Рис. 1. Майк Винкельман. Цифровой коллаж из пяти тысяч рисунков, которые художник публиковал ежедневно с 2007 г. Источник: https://onlineonly.christies.com/s/beeple-first-5000-days/beeple-b-1981-1/112924

Что такое NFT

Каждый исходный цифровой предмет уникален, пока существует в единственном экземпляре. Чтобы зафиксировать эту уникальность и не перепутать исходный предмет с его копиями, придумали NFT. Non-fungible token (невзаимозаменяемый токен) — это виртуальный сертификат, который представляет некий объект и подтверждает право владения им. Он существует в единичном экземпляре, в отличие от биткойна, его нельзя подменить, скопировать или удалить. Данные о содержимом записи находятся в открытом доступе, что делает NFT идеальной технологией для верифицирования цифрового искусства.

NFT содержит сведения об авторе, владельце, стоимости, транзакциях с виртуальным объектом. Вся эта информация фиксируются в отдельных блоках «записей», связанных между собой и с предыдущими. Являясь частью блокчейн-экосистемы, как биткойны, этот сертификат доступен для ознакомления любому её участнику, что является гарантом прозрачности всех операций.

Покупка NFT предполагает приобретение «лицензионной копии цифрового продукта», которой можно распоряжаться на своё усмотрение. Токенизировать можно всё, что угодно: музыкальную запись, видеоролик, доменное имя, лучшие броски баскетболистов NBA и даже твит. Так, в марте 2021 г. основатель Twitter Джек Дорси заработал на продаже NFT-токена своего первого твита 2,9 млн долл.

NFT-токены ныне являются самой обсуждаемой темой в мире криптовалют. Эта индустрия зародилась в 2017 г., но пик популярности переживает сейчас. В III квартале 2021 г. объём продаж NFT-активов вырос до 10,7 млрд долл., что в восемь раз больше показателей предыдущего квартала, по данным Reuters.

Как NFT-искусство стало трендом

Первыми большой потенциал в NFT разглядели геймеры, увлекающиеся коллекционированием различных игровых предметов. В 2017 г. в интернет-пространстве возникла мода на коллекционирование цифровых изображений криптопанков (от студии Larva Labs) и криптокотят, привязанных к NFT. Сейчас стоимость самых редких экземпляров составляет миллионы долларов.

Рис. 2. Цифровые карточки из игры Crypto Kitties. Источник: https://www.cryptokitties.co/search?include=sale,sire,other
Рис. 2. Цифровые карточки из игры Crypto Kitties. Источник: https://www.cryptokitties.co/search?include=sale,sire,other

Настоящий бум‎ NFT случился весной 2021 г. После того, как Christie’s стал первым крупным аукционным домом, продавшим NFT-произведение искусства (тот самый коллаж Beeple), случилось много не менее ярких событий, связанных с токенизированным артом. Ранее, в феврале 2021 г., представители блокчейн-компании выкупили оригинал картины Бэнкси, а затем сожгли её, предварительно переведя в токен. В итоге её цена взлетела в четыре раза (с 95 тыс. долл. до 380 тыс. долл). Позже подобным образом было уничтожено произведение художника Доминго Сапаты. Одной из самых дорогих токенизированных работ стал простой серый пиксель (1,36 млн долл.), а другой — карточка CryptoPunk 3100, которую оценили в 7,58 млн долл. Она является частью коллекции из десяти тысяч пиксельных изображений со случайно сгенерированными элементами персонажа, такими как цвет кожи, аксессуары и другое.

Рис. 3. CryptoPunk 3100, проданный за 7,58 млн долл. Источник: https://www.larvalabs.com/cryptopunks/details/3100
Рис. 3. CryptoPunk 3100, проданный за 7,58 млн долл. Источник: https://www.larvalabs.com/cryptopunks/details/3100

Свои NFT выпускают и известные дизайнеры. В октябре 2021 г. модный дом Dolce&Gabbana продал свою первую коллекцию токенов за 1885 ETH (около 6,3 млн долл.). Она состояла из девяти NFT, в том числе виртуальных женских платьев, мужского костюма, трёх жакетов и трёх корон.

Рис. 4. Виртуальное платье и цифровая корона «The Doge Crown» за 1.3 млн долл. от модного дома Dolce&Gabbana. Источник: https://www.trendhunter.com/trends/dolce-gabbana-nft
Рис. 4. Виртуальное платье и цифровая корона «The Doge Crown» за 1.3 млн долл. от модного дома Dolce&Gabbana. Источник: https://www.trendhunter.com/trends/dolce-gabbana-nft

Где продают криптоарт

Существует множество платформ, где можно продавать и покупать NFT-искусство. Самыми известными из них считаются:

  • Nifty Gateway — работают на блокчейне Ethereum, но проводят сделки в долларовом эквиваленте; художнику попасть на эту площадку непросто: отбирают уже известных или тех, кто делает по-настоящему выдающиеся работы;

  • Rarible — маркетплейс, куда может загружать свои работы любой желающий; работают с изображениями, видео и звуковыми файлами; валюта — Ethereum;

  • SuperRare — ещё один маркетплейс на блокчейне Ethereum, как и Nifty Gateway, очень избирательны в плане размещаемых работ;

  • NFT Showroom — работают на блокчейне Hive, работы может загружать любой желающий, в отличие от Ethereum, этот блокчейн не имеет комиссий за транзакции, то есть художнику не нужно платить за загрузку работы на маркетплейс.

Запустить собственный маркетплейс NFT-искусства планируют и в социальной сети Instagram. Для NFT-художников Instagram — самое удачное место для демонстрации своих работ. Эта инициатива сможет упростить взаимодействие с покупателями.

Информируем, что с 21.03.2022 года Meta признана на территории РФ экстремистской организацией

Поклонники виртуального искусства имеют много преимуществ от приобретения NFT. Во-первых, он подтверждает, что работа является их собственностью. Во-вторых, облегчает процесс её перепродажи. Каждый раз, когда NFT перепродаётся, его создатель также получает прибыль — встроенная система роялти, отсутствующая в мире физического искусства. Если владелец хочет оставить файл в своей коллекции — он может демонстрировать его на специальных интернет-площадках, таких как Decentraland, TerraVirtua и Cryptovoxels.

Как инвестировать в NFT

Инвестирование в NFT позволяет зарабатывать не меньше, чем крипто-художники. Существует несколько популярных способов.

  1. Прямое инвестирование в NFT.

    Это покупка любого токена на одной из площадок для его перепродажи в будущем.

  2. Предоставление криптовалюты в долг пользователям NFT.

    Число держателей NFT, которые заинтересованы в заимствовании криптовалюты, растёт по экспоненте. На таких платформах, как NFTfi можно напрямую давать в долг криптовалюту тому, кто разместил NFT в качестве залога, и получать за это проценты. Если заёмщик не выполняет свои обязательства, вы получаете NFT-актив.

  3. Приобретение NFT-зависимых токенов Erc-20.

    Это покупка служебных, долевых, управляющих токенов. Они дают обладателю возможность управлять NFT-проектами и совместно владеть ими.

  4. Инвестирование в индексные фонды NFT.

    Такие фонды отслеживают среднюю стоимость токенов на определённую тематику. Например, индексы токенов Zombie CryptoPunks или CryptoKitties. Фонды позволяют инвестировать в NFT, не приобретая при этом цельного токена.

Вложения в NFT — это не обычные акции, это элемент мировой культуры. Чтобы получить доходность (return on investment, ROI) от вложений в NFT, стоит относиться к ним как к редким предметам коллекционирования. В отличие от большинства товаров, ценность произведений искусства и других уникальных предметов возрастает с течением времени. Таким образом, наиболее распространённая стратегия получения прибыли от NFT — покупка, удержание, а затем продажа. Как и в случае с классическими инструментами инвестирования, нужно не забывать диверсифицировать портфель NFT.

Самая большая дилемма в NFT — её нерегулируемое состояние. В настоящее время любой может назначить NFT на что угодно. Помимо этого, существует также проблема пиратства. Поскольку почти каждый может создавать цифровые работы практически без усилий, другим людям легко красть чужие работы и продавать их на рынке. Поэтому лучше покупать NFT только у авторитетных компаний.

Возможно, в скором времени главной задачей блокчейн-пространства станет подведение законодательной базы под процессы токенизации искусства. Нам остаётся наблюдать за взаимодействием новых технологий и арт-сферы, ожидая интересных кейсов в ближайшем будущем.

__

Понравилась статья? А у нас таких много! Подписывайтесь на еженедельную рассылку – и подборки самых актуальных, полезных и интересных материалов будут еженедельно приходить прямо на вашу электронную почту!

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Редактор
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов