«Страшные» деньги

Как кинематографисты зарабатывают на наших страхах

Рождением жанра ужасов считается 1896 г., когда Ж. Мельес выпустил трёхминутный фильм «Замок дьявола». Дьявол, скелеты, призраки и ведьмы — всё как полагается, но в немом фильме никто не услышал их крика. С приходом эры звука и цвета ужасы стали изощрённее, а герои уже не хотят делать больно, они просто хотят вышибить мозги.

Бывший рок-музыкант, философ, ставший одним из самых успешных трейдеров мира, Роберт Пректер в эссе «Поп-культура и фондовый рынок» заметил связь фильмов ужасов и социальных страхов. В 1930-х гг. Дракула олицетворял аристократов, сосущих кровь простых людей. В 1970-х гг. на смену отдельным монстрам пришли армии зомби — аллегория давления государства, гибели населения в Кампучии и Китае, когда неважно, кто хороший, плохой, главное — у кого ружьё. К Пректеру и его теории мы вернёмся, а пока поговорим о феномене экономики киноужасов.

По доходности фильмы ужасов занимают шестые-седьмые места в общем производстве киноиндустрии, но, если посмотреть на их рентабельность, они прочно удерживают первое место. Сравните — один из чемпионов проката 2010 г. «Алиса в Стране чудес» собрал 1,025 млрд долл. при затратах 200 млн долл. Рентабельность — 412%. И в том же году выходит «Паранормальное явление 2» со сборами в мире 177,5 млн долл. и затратами всего 2,75 млн долл. Рентабельность — 6354%! Да уж, для таких денег явно понадобится лодка побольше!

Более половины ужастиков приносят прибыль, тогда как среди драм успешными оказываются треть фильмов. При этом корреляция между качеством и прибыльностью фильмов ужасов весьма слабая, проще говоря, большинство из них посредственны, а их названия не стоят того, чтобы пять раз произносить их перед зеркалом. Риски есть, но у каждого должен быть шанс — фильмы ужасов редко задерживаются в прокате дольше, чем на две-три недели, и за это время они должны успеть окупиться.

Впрочем, бюджеты растут, и ужастики с расходами в 20 млн долл. уже не редкость, но и риск при таком производстве гораздо выше. Поэтому в нише «рулят» не монстры вроде Columbia Pictures, а студии, которые делают ставку на малобюджетное кино, и лидер здесь Blumhouse Productions. Компания снижает производственные затраты за счёт приглашения малоизвестных актёров на небольшую ставку, но с выплатой части кассовых сборов. Насколько успешна такая модель? История Blumhouse началась в 2009 г. с «Паранормального явления» — 15 тыс. долл. бюджет и сборы 193,355 млн долл. в мировом прокате. Сказав привидению «привет», они продолжили заниматься мистикой, и сделали «Астрал» — 1,5 млн долл. бюджет и 97 млн долл. сборы в мире, «Синистер» — 3 млн долл. бюджет и 77,7 млн долл. сборы. Последний «Хэллоуин» 2018 г. принёс 255,485 млн долл. при бюджете 10 млн долл.

Если вы мечтаете начать карьеру режиссёра — ужастик, пожалуй, неплохой вариант. Зло — это всего лишь точка зрения, а высокая художественная ценность, большие бюджеты, известные актёры — ничего этого для успеха не нужно, и снимать можно хоть на мобильный телефон. Ведь каждый имеет право хоть раз испугаться!

Но вернёмся к трейдеру-философу. Роберт Пректер вывел корреляцию между фильмами ужасов и медвежьим рынком. Так, Великая депрессия породила сразу пять классических фильмов ужасов: «Франкенштейн», «Дракула», «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Мумия» и «Кинг-Конг». В августе 1999 г. Пректер, анализируя поп-культуру, предрёк обвал рынков, а поводом к этому стал выход фильма «Ведьма из Блэр». Отмечая собранные фильмом почти 250 млн долл. при бюджете в 60 тыс. долл., Пректер заявил: «Люди хотят пугаться, и рынок даст им эту возможность». Что ж, каждый из нас чего-то боится, и философ фондового рынка в 1999 г. не ошибся.

Кстати, в статье спрятаны отсылки-цитаты к десяти фильмам ужасов. Сколько вам удалось найти? Ответы вы найдёте ниже.

Цитаты из фильмов ужасов:

«Каждый имеет право хоть раз испугаться!». © «Хеллоуин»

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Переворачиватель сюжетов,
старший самоучитель истории
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов