«Страшные» деньги

«Страшные» деньги

Как кинематографисты зарабатывают на наших страхах
Переворачиватель сюжетов,
старший самоучитель истории

Рождением жанра ужасов считается 1896 г., когда Ж. Мельес выпустил трёхминутный фильм «Замок дьявола». Дьявол, скелеты, призраки и ведьмы — всё как полагается, но в немом фильме никто не услышал их крика. С приходом эры звука и цвета ужасы стали изощрённее, а герои уже не хотят делать больно, они просто хотят вышибить мозги.

Бывший рок-музыкант, философ, ставший одним из самых успешных трейдеров мира, Роберт Пректер в эссе «Поп-культура и фондовый рынок» заметил связь фильмов ужасов и социальных страхов. В 1930-х гг. Дракула олицетворял аристократов, сосущих кровь простых людей. В 1970-х гг. на смену отдельным монстрам пришли армии зомби — аллегория давления государства, гибели населения в Кампучии и Китае, когда неважно, кто хороший, плохой, главное — у кого ружьё. К Пректеру и его теории мы вернёмся, а пока поговорим о феномене экономики киноужасов.

По доходности фильмы ужасов занимают шестые-седьмые места в общем производстве киноиндустрии, но, если посмотреть на их рентабельность, они прочно удерживают первое место. Сравните — один из чемпионов проката 2010 г. «Алиса в Стране чудес» собрал 1,025 млрд долл. при затратах 200 млн долл. Рентабельность — 412%. И в том же году выходит «Паранормальное явление 2» со сборами в мире 177,5 млн долл. и затратами всего 2,75 млн долл. Рентабельность — 6354%! Да уж, для таких денег явно понадобится лодка побольше!

Более половины ужастиков приносят прибыль, тогда как среди драм успешными оказываются треть фильмов. При этом корреляция между качеством и прибыльностью фильмов ужасов весьма слабая, проще говоря, большинство из них посредственны, а их названия не стоят того, чтобы пять раз произносить их перед зеркалом. Риски есть, но у каждого должен быть шанс — фильмы ужасов редко задерживаются в прокате дольше, чем на две-три недели, и за это время они должны успеть окупиться.

Впрочем, бюджеты растут, и ужастики с расходами в 20 млн долл. уже не редкость, но и риск при таком производстве гораздо выше. Поэтому в нише «рулят» не монстры вроде Columbia Pictures, а студии, которые делают ставку на малобюджетное кино, и лидер здесь Blumhouse Productions. Компания снижает производственные затраты за счёт приглашения малоизвестных актёров на небольшую ставку, но с выплатой части кассовых сборов. Насколько успешна такая модель? История Blumhouse началась в 2009 г. с «Паранормального явления» — 15 тыс. долл. бюджет и сборы 193,355 млн долл. в мировом прокате. Сказав привидению «привет», они продолжили заниматься мистикой, и сделали «Астрал» — 1,5 млн долл. бюджет и 97 млн долл. сборы в мире, «Синистер» — 3 млн долл. бюджет и 77,7 млн долл. сборы. Последний «Хэллоуин» 2018 г. принёс 255,485 млн долл. при бюджете 10 млн долл.

Если вы мечтаете начать карьеру режиссёра — ужастик, пожалуй, неплохой вариант. Зло — это всего лишь точка зрения, а высокая художественная ценность, большие бюджеты, известные актёры — ничего этого для успеха не нужно, и снимать можно хоть на мобильный телефон. Ведь каждый имеет право хоть раз испугаться!

Но вернёмся к трейдеру-философу. Роберт Пректер вывел корреляцию между фильмами ужасов и медвежьим рынком. Так, Великая депрессия породила сразу пять классических фильмов ужасов: «Франкенштейн», «Дракула», «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Мумия» и «Кинг-Конг». В августе 1999 г. Пректер, анализируя поп-культуру, предрёк обвал рынков, а поводом к этому стал выход фильма «Ведьма из Блэр». Отмечая собранные фильмом почти 250 млн долл. при бюджете в 60 тыс. долл., Пректер заявил: «Люди хотят пугаться, и рынок даст им эту возможность». Что ж, каждый из нас чего-то боится, и философ фондового рынка в 1999 г. не ошибся.

Кстати, в статье спрятаны отсылки-цитаты к десяти фильмам ужасов. Сколько вам удалось найти? Ответы вы найдёте ниже.

Цитаты из фильмов ужасов:

«Каждый имеет право хоть раз испугаться!». © «Хеллоуин»

«Никто не услышал их крика». © «Чужой»

«У каждого должен быть шанс». © «Пила»

«Хороший, плохой, главное — у кого ружьё». © «Зловещие мертвецы»

«Зло — это всего лишь точка зрения». © «Интервью с вампиром»

«Пять раз произносить их перед зеркалом». © «Кэндимен»

«Не хотят делать больно, они просто хотят вышибить мозги». © «Сияние»

«Понадобится лодка побольше!». © «Челюсти»

«Скажи привидению „привет“ и продолжай заниматься». © «Другие»

«Каждый из нас чего-то боится». © «Оно»

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!