Как название компании влияет на выбор потребителей. Зависит ли успех компании на бирже от тикера

Как названия компаний влияют на наш выбор

Права ли поведенческая экономика — всё ли дело в буквах
Переворачиватель сюжетов,
старший самоучитель истории

Усовершенствование в 1869 г. Томасом Эдисоном тикерного аппарата перевернуло рынки — эта чудо-машинка в офисах банкиров и брокеров печатала со скоростью 1 символ в секунду котировки, которые передавали на бирже. Эдисон за изобретение получил 40 тыс. долл., биржи — новое средство связи, а акции — буквенные обозначения, которые и стали называть тикерами.

У компаний, название которых представляет аббревиатуру, проблем с выбором тикера нет — например, тикер IBM занят компанией IBM. Кто-то берёт тикером первые буквы названия — скажем, тикер «Газпрома» — GAZP, а Сбера — SBER. Впрочем, далеко не всегда тикер совпадает с названием компании. Компания Southwest Airlines взяла тикер LUV — в честь аэропорта Dallas Love Field, откуда она совершила первый рейс. Оператор парка развлечений Cedar Fair выбрал тикер FUN, аукциону Sotheby’s приглянулся тикер BID, а Harley Davidson «прячется» под тикером HOG, и так же называется крупнейший в мире мотоклуб, созданный под эгидой бренда — Harley Owners Group (H.O.G.).

А вот кому-то не повезло, и в качестве тикера пришлось взять зубодробительную аббревиатуру, например, Mavenir Private Holdings — MVNR. Казалось бы, ну какая разница — какими буквами обозначить компанию, и какое отношение тикер имеет к её успеху на рынке? Но поведенческая экономика — наука, которая изучает влияние разных факторов на экономическое поведение и принятие решений — думает иначе. Одна из теорий инвестиционного поведения гласит, что мы скорее выберем в портфель компании с более простыми тикерами. Исследователи из Принстонского университета Адам Альтер и Дэниэл Оппенгеймер обнаружили, что акции с легко произносимыми символами после размещения на бирже росли быстрее, чем бумаги, чьи тикеры сложно произнести. Эффект наиболее сильно проявлялся в первые несколько дней после выхода компании на биржу, затем ослабевал, но так и не исчезал полностью. В среднем, трейдер, вложивший 1000 долл. на размещении в компании с «лёгким» тикером, скажем, NOVA, за день торгов стал бы на 85 долл. богаче, чем тот, кто инвестировал в бумаги с тикером вроде MVNR!

Подсознание, действительно, творит с нами удивительные вещи. Лёгкость и скорость, с которой мы обрабатываем информацию, играют важную роль — более понятный тикер кажется более знакомым и заслуживающим доверия. Тот же эффект нередко «ведёт» нас и в принятии других экономических решений. Альтер описывает эксперимент, в котором испытуемых попросили прикинуть, что можно купить на 1 долл. Одна группа записывала ответы на листе бумаги с изображением доллара, а вторая — на листе с фотокопией редкой монеты. Те, кто писал на листе с купюрой, «купили» на 18% больше предметов, чем те, кто записывал на листе с монетой. Почему? Да потому, что обычный доллар был им хорошо знаком, и его покупательная способность казалась выше.

Вряд ли кто-то признается, что инвестирует только в акции компаний с «лёгкими» тикерами и названиями. Но загляните в свой портфель — много ли там «неудобных» тикеров? Часто ли вы покупаете товары компаний, чьё название с трудом можете произнести? Права ли поведенческая экономика в вашем случае?

Так или иначе, для нас — потребителей и инвесторов, эта теория может оказаться полезной. Иногда не стоит идти на поводу у подсознания, ведь просто — не всегда значит выгодно!

__

Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи – мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!