«Россети» могут стать единым оператором электрозаправок – «Открытый журнал»

«Россети» могут стать единым оператором электрозаправок

Сейчас этот вопрос активно обсуждают на самом высоком уровне

Первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов поручил Минэнерго проработать вопрос о создании единого оператора зарядных станций для электромобилей в России. Им может стать холдинг «Россети», который уже владеет сетью таких объектов. Оператор должен будет строить станции, подключать к сети, управлять ими, разрабатывать технические требования и IT-платформу.

Инициативу правительства сделать «Россети» единым оператором раскритиковали участники отрасли, которые опасаются, что независимым заправкам будет нелегко входить на рынок из-за монополии «Россетей».

Вопрос с единым оператором зарядных станций для электромобилей пока ещё не решён. Идею активно лоббируют «Россети», которые в настоящее время не являются лидером на рынке зарядных станций, где уже работают немало компаний.

На сегодня «Россети» владеют 263 станциями, в планах до 2025 г. — расширить сеть до 1,34 тыс. У концерна КРЭТ, который входит в «Ростех», — 130 станций, у владеющей генерацией и сетями на Дальнем Востоке компании «РусГидро» — 55 быстрых зарядок на Дальнем Востоке, у структурного подразделения «Газпром энергохолдинг» «Мосэнерго» — более 70 станций в Москве.

Концепция развития электротранспорта предполагает создание в 2022 г. 1,2 тыс. обычных зарядных станций и 528 быстрых. Согласно прогнозу, к 2030 г. в России будет 1,4 млн электромобилей, для которых потребуется около 144 тыс. зарядных станций. На их строительство правительство выделит субсидии, покрывающие до 60% стоимости. Речь идёт как минимум о 8,1 млрд руб. до 2024 г.

Идею сделать «Россети» единым оператором зарядных станций критикуют, так как этот государственный холдинг является монополистом на доступ к присоединению к электросетям. Ещё один острый вопрос — установление единых техрегламентов к оборудованию, что тоже может стать барьером для выхода на рынок независимых производителей.

Участники рынка говорят, что за рубежом нет единого оператора зарядных станций для электромобилей. Однако в ЕС и Японии существует практика консорциума с участием автоконцернов, которые соблюдают единый стандарт зарядок. Консорциумы также финансируют создание станций, которые затем передаются им в управление. Такую модель обсуждала рабочая группа с участием «Россетей», «РусГидро» и автопрома.

Источник: «Коммерсантъ»