Банк России намерен реформировать платёжный рынок – «Открытый журнал»

Банк России намерен реформировать платёжный рынок

После реформы любая нефинансовая компания сможет заняться платежами россиян

Сейчас только банки или небанковские кредитные организации, такие как сервис «Золотая Корона» или Western Union, имеют право проводить платежи и переводы россиян. Никакие другие финансовые и тем более нефинансовые структуры не могут заниматься этим бизнесом. В Центробанке предложили предоставить право нефинансовым и небанковским финансовым организациям проводить переводы от имени клиентов.

Если реформа платёжного рынка пройдёт успешно, то такие организации смогут с согласия граждан составлять распоряжения и направлять их в банки, где открыты счета, а также осуществлять переводы: агрегировать безналичные платежи, принимать платежи по карте, открывать электронные кошельки и проводить транзакции между ними. Предполагается, что новая мера должна повысить удобство клиентов при расчётах за товары и услуги.

По словам заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, микрофинансовые компании, брокеры, интернет-поисковики, розничные магазины и супермаркеты уже заинтересовались возможностью предоставлять населению платёжные услуги.

Он уточнил, что нефинансовые участники рынка хотят, чтобы клиенты не только покупали их товары, но также проводили через них платежи и тем самым способствовали снижению издержек. Чистюхин подчеркнул, что сначала идею реформирования платёжного рынка нужно обсудить с заинтересованными сторонами, поэтому сроки её внедрения пока неизвестны.

В настоящее время компании, желающие торговать на своём сайте или в магазине, заключают договора банковского эквайринга на право принимать безналичную оплату товаров и услуг пластиковыми картами. Когда клиент платит картой, банк берёт за это эквайринговую комиссию, основная часть которой (межбанковская комиссия) устанавливается платёжной системой.

Банк, обслуживающий торговую точку, перечисляет эту комиссию банку-эмитенту, с карты которого поступила оплата. Средний размер комиссии за эквайринг составляет 0,3–3,2% в зависимости от типа карты или категории товара.

После реформы компании смогут получать статус небанковского поставщика платёжных услуг (НППУ), а потребители — оформлять и оплачивать услуги в формате «одного окна», например в мобильном приложении. В Центробанке рассчитывают, что благодаря сокращению участников платёжного процесса может снизиться размер комиссий за предоставляемые услуги.

Источник: Rg.ru