25 октября 2021 в 12:00
Валюта Великобритании ощущает инфляционное давление
В последний рабочий день ушедшей недели британский фунт стерлингов снизился по отношению к американской валюте на 0,26% — до 1,376 долл. США. FTSE 100 показал небольшой рост на 0,2% — до 7204,55 пункта.
Банк Англии будет вынужден вмешаться в происходящее с инфляцией в британской экономике и, скорее всего, поднимет в ближайшие месяцы процентную ставку с 0,1% до 0,25%. Fitch Ratings в своем обзоре пишет, что «грядущее повышение процентной ставки в Великобритании отразит риски [увеличения] инфляционных ожиданий».
В сентябре потребительские цены выросли на 3,1% в годовом исчислении (в помесячной динамике — плюс 0,3%), что превышает таргет регулятора по инфляции в 2%. Средняя цена объекта недвижимости поднялась за год на 6,5% — до 344 тыс. 445 британских фунтов стерлингов. В Fitch Ratings полагают, что индекс потребительских цен к концу текущего года поднимется до 4,3% в годовом выражении, а к апрелю 2022 г. инфляция разгонится до как минимум 5%.
Для регулятора трудность в принятии решения по повышению ставки кроется в том, что британская экономика не по всем параметрам вышла на допандемийный уровень. Так, Минтранспорта Великобритании сообщает, что сейчас пассажиропоток на железных дорогах на треть меньше, чем до пандемии. Любопытно, что в мае 2020 г. отставание составляло лишь 4%, а в июле прошлого года разница была практически сведена к нулю.
Нынешний недобор пассажирского траффика наблюдается на фоне роста числа занятых в британской экономике до 29,2 млн человек, что на 120 тыс. больше допандемийного уровня, о чём сообщает Минтруда страны. Всё это говорит об изменении структуры рынка труда с точки зрения увеличения доли дистанционных работников.
Рост цен в Великобритании вызван в том числе попыткой реализации «зелёной» энергетической стратегии правительства Бориса Джонсона. Так, в опубликованном на прошлой неделе 368-страничном докладе британского кабмина сообщается, что с 2030 г. в Великобритании будет запрещено приобретение автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями. Власти планируют, что это приведёт к выпадающим доходам в бюджет в размере около 1,4% ВВП. Но пока что экономика Великобритании в значительной мере зависит от нефтегазовой генерации, при этом доля угля в энергопроизводстве сократилась с 40% в 2012 г. до нынешних 1,8%.