ФАС начала проверки цен на продовольственные товары в крупных продуктовых сетях – «Открытый журнал»

ФАС начала проверки цен на продовольственные товары в крупных продуктовых сетях

Крупнейших ритейлеров проверят в том числе на предмет ценового сговора

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку крупнейших продуктовых сетей, принадлежащих X5 Group («Пятёрочки», «Перекрёстка» и «Карусели»), а также «Магнита» и «Ленты». Цель проверки — найти факты необоснованного повышения цен, а также признаки ценового сговора между торговыми сетями, в том числе на социально значимые продукты.

В ФАС не исключают, что в будущем проверки могут затронуть и поставщиков. По мнению экспертов, торговые сети сами заинтересованы в сдерживании цен. С другой стороны, им крайне невыгодно упоминание в контексте ценового сговора, так как это может ухудшить их восприятие потенциальными инвесторами.

Антимонопольщики объяснили проведение проверок в продуктовых сетях большим количеством жалоб потребителей на необоснованное, по их мнению, повышение цен, в том числе на социально значимые продукты.

В ходе проверок ФАС проводит оценку ценообразования, а также изучает причины повышения цен. Если будет доказано, что продуктовая сеть допустила нарушения антимонопольного законодательства, она может получить крупный штраф — до 15% годовой выручки.

В 2020 г. оборот проверяемых торговых сетей превысил 4 трлн руб., то есть штраф может составить 600 млрд руб. В ФАС сообщили, что продолжительность проверки не должна превышать трёх месяцев. Конкретный срок зависит от того, насколько оперативно проверяемые лица будут представлять требуемую ФАС информацию.

По сведениям «Коммерсанта», для получения данных по формированию конечной цены на каждом этапе движения продуктов от сельхозпроизводителя до потребителя проверки могут затронуть не только сети, но и поставщиков.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, основными инициаторами повышения цен в последнее время были производители, которые сталкиваются с ростом себестоимости из-за увеличения издержек на сырьё, упаковку, логистику, заработную плату и прочее.

По мнению экспертов, говорить о ценовом сговоре сетей нельзя. Так, председатель правления и президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов заявил, что торговля может устанавливать практически любые цены. Он отметил, что в условиях конкуренции потребитель голосует кошельком, и если человека устраивают более высокие цены, он идёт в соответствующие магазины.

В одном ценовом сегменте ценники примерно одинаковы и говорить о каком-то сговоре точно не приходится. К тому же, если у ретейлера есть возможность снизить цены, он это сделает в рамках конкуренции", — считает эксперт.

Источник: Rg.ru