Новые инвестиции — залог процветания России

Как эффективные инвестиционные программы помогут расширению рынков и созданию новой инфраструктуры на территории страны

Некоторые считают, что рублёвые инвестиции не являются выгодными: дорогая кредитная ставка, курс валюты постоянно меняется, а налогообложение требует пересмотра. Более того, большинство российских предприятий нуждается в импортном оборудовании и в иностранных инвестициях ввиду достаточно жёстких условий финансирования внутри РФ. Однако в результате санкций, введённых после событий 24 февраля 2022 г., даже дружественные страны считают инвестирование в РФ риском из-за проблем с логистикой, инфраструктурой и экономическим потенциалом внутри страны. На данный момент Россия не является привлекательным рынком, ведь в сложившихся условиях партнёрам трудно увидеть его потенциал роста и инвестиционную привлекательность. Именно поэтому наша страна должна развивать внутренние инвестиции, независимо от потока иностранных.

Тема инвестиций особенно важна и в вопросе финансирования новой инфраструктуры в регионах, что необходимо для расширения внутренних рынков. В этой статье разберём, как добиться качественных инвестиций и создать всё необходимое для того, чтобы появилась новая инфраструктура.

Как устроены инвестиции внутри страны

В экономике страны существует три формы инвестиций:

  • государственные (бюджетные);
  • иностранные;
  • внутренние (частные) инвестиции.

Бюджетные инвестиции довольно эффективны: государство может совершать вклады на очень долгий срок, не обременяя себя какими-либо процентами на капитал, так как при должных обстоятельствах государство может напечатать деньги на свои инвестиционные цели.

Зарубежные инвестиции из-за произошедших 24 февраля 2022 г. событий оказались для России закрыты. На это повлияли введённые против страны санкции, а также ограничение потоков капитала. Вследствие этого остаётся только один вариант — частные инвестиции. Однако для их развития необходимо наладить банковское кредитование: сделать деньги более доступными, начать предоставлять кредиты на максимально длительный срок. Более того, данные кредиты должны быть достаточно гибкими в обслуживании.

Специфика государственных и частных инвестиций в России

Государственные инвестиции могут быть максимально долгосрочными, поэтому для правительства рациональнее всего вкладывать деньги в самую важную инфраструктуру: коммуникационные сети и дороги (что окупается очень долго).

По данным обзора Росинфра «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство 2021», из общего объёма строительных работ в 2020 г. 26% (2,5 трлн руб.) пришлось на строительство жилых зданий и комплексов. Расходы на создание и ремонт автодорог составили почти 2 трлн руб., в то время как доля строительных работ в коммунальной инфраструктуре снизилась с 8,5–9% до 7,2%. Доля строительства нежилых зданий составила 8%, специализированные работы заняли 25% в структуре отраслевых работ, а на оставшиеся сферы (включая транспорт, который не относится к автодорогам) пришлось 13% строительных расходов. По мнению аналитиков, структура работ по реконструкции и строительству новых объектов имеет значительный перевес в сторону капиталоёмких транспортных проектов и строительства жилья. Также доля регионов с небольшими объёмами строительных работ (менее 2% от общероссийского объёма) снизилась до 48,6%. Продолжающееся смещение основной доли строительства в сторону и так достаточно развитых регионов оценивается аналитиками как негативный сигнал для отрасли и сбалансированного развития страны.

Более того, эксперты считают, что подрядчики, которые принимают участие в создании значимых для России объектов, часто банкротятся сразу после их сдачи или сильно сокращают масштабы собственной деятельности из-за долгов. Также причиной неустойчивости крупных компаний является то, что они изначально работают в нерыночных условиях, поскольку на российском рынке существуют проблемы с ценообразованием, системой госзакупок и бюджетными циклами финансирования.

Таким образом, самым выгодным вложением для государства является создание инфраструктуры для бизнеса. Если частный сектор будет использовать данную инфраструктуру и развиваться, это повлияет на увеличение налогооблагаемой базы. В то же время развитие самого бизнеса и работа с гибким спросом — задача частного сектора, потому что ему легче подстроиться под спрос и изменяющуюся конъюнктуру благодаря более низкому уровню бюрократии и быстроте принятия решений.

Проекты для частного сектора, которые окупаются больше пяти лет, считаются сверхдолгосрочными, поэтому процесс кредитования следует сделать более доступным и гибким. В экономической среде такие кредиты называют проектным финансированием. Основная причина, по которой банки не могут должным образом заниматься данным видом финансирования, — нехватка специалистов на рынке труда. Вторая проблема, которая является более существенной, — банковские нормативы.

Банки должны откладывать резервы от своих кредитов: чем выше риск проекта, тем выше резервы. Например, если банк хочет дать заёмщику А, который относится к наименьшей категории риска, 100 руб., то он выдаёт 100 руб. и ещё 10 руб. кладёт в резерв. Соответственно, чем выше резервы, тем менее выгодными являются для банка инвестиции.

В России нормативы устроены таким образом, что самые выгодные инвестиции, под которые нужно откладывать наименьшие резервы, — это инвестиции с высоколиквидным залогом (машина, квартира). Однако банки выдают короткие кредиты, требуя максимальное количество залогов, что противоречит любой специфике капитальных вложений. Для того чтобы проектное финансирование пользовалось высоким спросом (с точки зрения возможности его предоставления), как у населения, так и у банков, следует снизить резервы по проектному финансированию, а также разработать специальный механизм, благодаря которому банки смогут избегать определённых рисков.

Как решить проблемы проектного финансирования

В первую очередь такими механизмами могут выступать государственные гарантии на кредиты и формы совместного финансирования: предприниматель вкладывает какую-то часть денег в проект, а банк инвестирует бо́льшую часть. В данном случае банк понимает, что он защищён деньгами заёмщика. Однако в России не существует практики, когда банк выдаёт кредит с каникулами. Например, если проект завода окупается в течение пяти лет, из которых строится один-два года, то на протяжении всего этого времени заёмщик не может выплачивать кредит и проценты, так как у него нет денежного потока. Из-за этого ему приходится прибегать к губительной для бизнеса практике — брать у банка больше денег, что приводит к закредитованности и предкризисной ситуации.

Именно поэтому нужно разработать механизмы, с помощью которых банк не потеряет ликвидности и сможет амортизировать кредиты (когда начисляются проценты, но их не требуют с заёмщика) или упаковать данный кредит в ценные бумаги. В этом случае проблем с проектным финансированием не будет.

Также на проектное финансирование сильно влияет ставка по кредиту: у большинства машиностроительных производств рентабельность составляет около 8–10% годовых, поэтому ключевая ставка должна быть 2–3% и ниже, чтобы банки могли выдавать кредиты под 5% (половина от доходности) и возможность зарабатывать была у всех. Таким образом, при наличии грамотной и продуманной структуры проектного финансирования можно уменьшить срок создания новой инфраструктуры в регионах в два раза, увеличив количество крупных частных проектов.

Как адаптировать налоговую систему под проектное финансирование

Налоговая система также должна соответствовать проектному финансированию. Для этого любые налоги должны взиматься с предпринимателя только тогда, когда он начал получать какой-то доход. Однако существует проблема «коварного» налога — НДС (налог на добавленную стоимость), который закладывается в стоимость всех товаров, а также занимает значительную долю от себестоимости продукции (например, мы не можем сократить НДС, если большая часть расходов идёт на оплату труда). Когда предприниматель начинает реализовывать какой-либо проект, то расходы на НДС составляют около 30% всех расходов. Не успев заработать, он уже должен расплачиваться с государством. В регионе, где мы выстраиваем новую инфраструктуру, нельзя взимать НДС с предпринимателей, пока они не прошли точку безубыточности. Следует делать налоговые амнистии и специальные зоны, работая с НДС, так как налог на прибыль здесь не является губительным.

Основные проблемы возникают тогда, когда предприниматель должен делать вложения и уже на этом этапе отдавать какую-то часть средств государству. Поэтому такие налоги, как страховые взносы и НДФЛ, должны быть снижены или полностью исключены. Если налоги на сотрудников также будут сокращены, то предприниматель сможет выделять больше денег на заработную плату, и таким образом решится проблема стимулирования спроса. А в регион с высокой покупательной способностью легче зайти малым предприятиям, которые будут заниматься сферой услуг. Это является завершающим этапом в создании комфортной инфраструктуры.

С помощью данной модели инфраструктура будет создаваться гораздо быстрее, а также станет более привлекательной для жизни и привлечения новых инвестиций.

Какие акции покажут лучшую динамику при внедрении предложенных мер

На рынке акций главными бенефициарами таких мер могут стать несколько секторов.

  1. Банки.

Как правило, если в реальной экономике начинается рост, то и банковский сектор чувствует себя уверенно. При внедрении новых инструментов кредитования банки получат возможность иного способа размещения средств, а следовательно, наращивания активов.

  1. Предприятия с высокой добавленной стоимостью.

К таким предприятиям относятся компании обрабатывающего сектора производства (машиностроение, химическая промышленность, производство пластиков, полимеров и прочих сложных материалов). Поскольку данные предприятия в основном имеют длительную окупаемость и высокую долю фонда оплаты труда (ФОТ) в себестоимости продукции, их свободный денежный поток быстро увеличится от введения описанных мер, а также станет больше размер инвестиций в основные средства, что позволит кратно нарастить объём активов. Примеры таких предприятий — ПАО «Нижнекамскнефтехим» (NKNC), ПАО «Казаньоргсинтез» (KZOS), ПАО «АвтоВАЗ».

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Аспирант, научный деятель, предприниматель в области финансов

Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов