Меню
Меню

Принципы добросовестной аналитики

Как распознать заинтересованность третьего лица
Данил Секретарев
Директор по внутреннему контролю за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг ПАО Банк «ФК Открытие»

Как начинающим трейдерам, так и профессиональным управляющим инвестиционных фондов и банков для принятия решения о сделке необходимо чёткое обоснование своей стратегии: причина покупать или продавать актив, момент входа в позицию, горизонт инвестирования, целевая цены и уровень стоп-лосса.

Каждый решает эту задачу по-своему. Кому-то важно самому просмотреть финансовые отчеты компании, планы по развитию, новостной фон и так далее. Кто-то пользуется готовой аналитикой, получаемой от инвестиционных компаний, СМИ или социальных сетей трейдеров (smart-lab.ru, comon.ru, tradingview.com).

Почти каждый крупный инвестиционный дом при оказании брокерских и иных инвестиционных услуг даёт своим клиентам доступ к закрытой аналитике. В ней могут содержаться макроэкономические прогнозы по стране и миру в целом, отраслевые обзоры или мнение относительно перспектив конкретной компании.

В частности, такие аналитические сервисы предоставляет:

  • «Открытие Брокер»;
  • Sberbank CIB Investment Research;
  • VTB Capital Research;
  • «БКС Экспресс».

Ищете инвестиционные идеи?
Вам нужен «Ваш финансовый аналитик»

Последнее время набирают популярность агрегаторы инвестиционных идей, которые аккумулируют на своей площадке рекомендации различных инвестиционных компаний. Пример такого агрегатора — сервис «ИнвестИдеи». При помощи таких агрегаторов можно сравнить рекомендации разных аналитиков по одному и тому же инструменту, увидеть результаты доходностей уже реализованных идей.

Помимо этого, аналитические обзоры отраслей экономики и отдельных компаний можно встретить в СМИ, специализирующихся на финансовой сфере (РБК, Bloomberg).

Зависимость торговых рекомендаций

Важно понимать, что не каждая инвестиционная идея является независимой и продиктована исключительно добросовестным мнением аналитика. Не секрет, что многие сейлзы инвестиционных компаний зарабатывают на объёме привлеченных клиентских средств. Причём не всегда привлечение происходит в те продукты, которые наиболее соотносятся с инвестиционным профилем клиента. Например, если клиент желает вложить средства на продолжительный срок, не готов нести высокие рыночные риски и согласен на средний доход (допустим, 10-12% годовых), не стоит предлагать ему вкладываться в торговлю с «плечом» или в участие в IPO малоизвестной компании. Более разумно будет предложить ему консервативные продукты «с защитой капитала». Поэтому в настоящее время регулятором совместно с общественными организациями разрабатываются и утверждаются стандарты поведения на финансовом рынке. В частности, инвестиционное профилирование клиентов призвано ограничить агрессивные продажи и настроить фокус предложений инвестиционных продуктов для каждого клиента в зависимости от его потребностей. Чтобы не попасть в такую ситуацию, внимательно изучайте документы, а перед подписанием спросите себя, все ли риски вы понимаете по этому инструменту. Если нет, то не стесняйтесь задавать вопросы вашему консультанту.

Далее расскажу о другом виде конфликта интересов, который может подталкивать аналитиков к рекомендации определённых инструментов.

Крупные инвестиционные дома обслуживают разные категории клиентов и имеют различные направления бизнеса. Если компания участвует в размещении ценных бумаг клиента-эмитента, она может быть заинтересована в том, чтобы успешно разместить весь объем выпуска. От этого может зависеть размер её вознаграждения. В таких ситуациях компания может быть заинтересована выпускать позитивные обзоры по эмитенту, давать комментарии в СМИ и рассылать клиентам рекомендации «с покупкой» данного инструмента. Но, очевидно, такая «забота» будет продиктована не добросовестностью, а исключительно заинтересованностью в успешном андеррайтинге бумаг эмитента.

Аналогичный пример может быть, если компания сама является держателем крупного пакета определённых акций, от которого желает избавиться, или она приняла от стратегического клиента поручение на продажу крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного ордера на рынке в текущих условиях.

Отличить качественную торговую рекомендацию от попытки навязать вам какой-то инструмент нелегко. В первую очередь нужно оценить, насколько объективные доводы содержатся в инвестиционной идее, имеются ли в ней отсылки на конкретные источники, подтверждаются ли выводы официальными цифрами. Указание на непроверенные источники, слухи или голословные утверждения должно насторожить.

Также по возможности нужно узнать, имеется ли у инвестиционного советника или компании возможный конфликт интересов с клиентом по данному инструменту. Например, эмитент является связанным с инвестиционной компанией лицом (входящим в одну группу), компания является андеррайтером при размещении ценных бумаг эмитента. Крупные игроки рынка инвестиционной аналитики дорожат своей репутацией и не будут идти на получение краткосрочного дохода в ущерб доверию клиентов. 

Советы — только за деньги

Проблему конфликта интересов при оказании услуг инвестиционной аналитики затронуло и новое европейское регулирование рынков MiFID 2 (Markets in Financial Instruments Directive), которое вступило в силу в 2017 году. Чтобы минимизировать возможную предвзятость торговых рекомендаций в случае, когда её оказывает ваш брокер, MiFID 2 требует разделить данные услуги и платить за них отдельно. То есть европейские инвестиционные банки больше не будет предоставлять своим клиентам бесплатные торговые идеи. Правило не распространяется на макроаналитику (обзоры отраслей, стран, глобальных событий). Изменение призвано защитить инвесторов, сделать аналитику более самостоятельной, качественной и независимой, а не бесплатным дополнением при обслуживании в инвестиционном банке. Таким образом, клиенты будут платить за аналитику, а сделки совершать через того брокера, который предложит им наилучшие условия. Такой подход даст возможность некрупным аналитическим агентствам вступить в борьбу с крупными инвестиционными банками за торговые рекомендации, а клиентам — более избирательно подходить к выбору таких рекомендаций, так как за них придётся платить.