Биткоин как неинвестиция

Взгляд на криптовалюты с правовой точки зрения
Светлана Волкова
Специалист внутреннего контроля, юрист.

Появление криптовалюты и ее распространение в мире фактически происходило в отсутствие правового регулирования. Насколько это хорошо или плохо, однозначно сказать сложно.

С одной стороны, появление криптовалюты позволяет не зависеть от посредников и регуляторов при осуществлении финансовых операций. Многие экономисты считают, что за использованием цифровых валют будущее, поскольку с их появлением возникли новые возможности для развития финансовых рынков. Однако другие придерживаются противоположного мнения. Например, известный инвестор Уоррен Баффет называл криптовалюты пирамидой или финансовым пузырем, который в скором времени может лопнуть, — вероятно, связывая это с тем, что они напрямую не обеспечены какими-то ресурсами. К факторам риска добавляется и то, что нельзя подтвердить право собственности на криптовалюту, а значит, возможны проблемы с судебной защитой такого права.

Правовое регулирование криптовалют в мире

В настоящее время появилось уже более двух тысяч различных криптовалют, и их число продолжает расти; самыми известными являются биткойн и эфириум. Очевидно, что с развитием рынка криптовалют, усложнением происходящих на нем процессов и технологий (появление smart contract, ICO, токенов) возрастает необходимость в правовом урегулировании происходящих процессов. При этом, конечно, теряется одна из отличительных особенностей, изначально присущая криптовалютам и способствующая их распространению в мире, — независимость от каких-либо регуляторов.

Оценивая, с одной стороны, риски, связанные с использованием виртуальных валют при отсутствии правового регулирования, и, с другой стороны, выгоды от обращения криптовалют независимо от регуляторов, можно прийти к выводу, что польза от правового регулирования, бесспорно, есть. История развития криптовалютного сегмента финансового рынка с 2009 года это подтверждает — в том числе, и обвал крупной японской биржи Mt.Gox в 2014 году; и вывод злоумышленниками со счетов на японской площадке Coincheck 500 млн единиц криптовалюты NEM на сумму $396 млн; и появление новых видов преступлений в финансовой сфере — киберпреступлений, и их рост.

В сообщении, подготовленном компанией Chainalysis — ведущего поставщика исследований и ПО для управления рисками в отношении виртуальных валют в США, указывается, что рост киберпреступности связан с увеличением финансирования ICO и за период с июня по август 2017 года сумма украденных средств увеличилась со $100 млн до $225 млн.

В своем отчете компания Chainalysis выделяет четыре существующие категории киберпреступности:

  • создание эксплойтов — программ или фрагментов программного кода, которые используют уязвимость ПО для получения информации либо прав на выполнение любых операций;
  • хакерские атаки — взлом с целью получения несанкционированного доступа к компьютеру;
  • фишинг — рассылка электронных писем и личных сообщений с целью получения доступа к личной информации, в том числе логинам и паролям;
  • схемы Понци — мошенническое вовлечение в финансовую пирамиду.

При этом наибольшую долю по числу жертв и украденным суммам на платформе Ethereum составляет фишинг, на втором месте — эксплойты.

Удивительно, что вплотную заниматься вопросами правового регулирования государства начали только по прошествии значительного времени после появления цифровых валют. Первоначально в большинстве стран регулирование отсутствовало, впоследствии уполномоченные органы начали предупреждать инвесторов о рисках, связанных с использованием цифровых валют.

В настоящее время в мире есть государства с полным запретом криптовалют, такие как Эквадор и Боливия, но это скорее исключение, поскольку более развитые страны стараются идти путем адаптации нового сегмента финансового рынка к существующей экономике. Основная цель, которую преследуют регулирующие органы практически всех государств, — это упорядочивание отношений в сфере цифровых валют, которое направлено на предотвращения их использования для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и любой другой преступной деятельности. Для реализации этой задачи планируется ввести лицензирование деятельности криптовалютных бирж и обязанность проводить идентификацию клиентов.

Еще в сентябре 2016 года была создана совместная рабочая группа Интерпола, Европола и Базельского института управления, среди задач которой — борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, с помощью криптовалюты. Также в 2018 году глава МВФ Кристин Лагард в интервью CNN Money заявила, что задача ее фонда —помешать использованию криптовалют для целей отмывания денег и финансирования терроризма.

Другими аспектами правового регулирования, позиция по которым может отличаться в разных странах, и без решения которых сложно осуществлять правоприменение, являются:

  1. определение, является ли криптовалюта товаром или все-таки валютой, то есть средством платежа или предметом обмена;
  2. необходимо ли осуществлять налогообложение доходов или нет.

В начале февраля 2018 года состоялись слушания в Сенате США, касающиеся регулирования рынка криптовалют. На них выступили глава Комиссии по ценным бумагам и рынкам (SEC) и председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами (GFTC). По мнению главы SEC, данный рынок требует поддержки в развитии, а федеральный надзор будет способствовать инновациям и обеспечит защиту инвесторов. Bitcoin был определен как инструмент, который выполняет одновременно несколько функций: расчетного средства, формы аккумулирования, сохранения капитала и спекулятивного торгового актива. Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (ESMA) обозначила криптовалюты в качестве основных приоритетов на 2018 год. В программном документе ESMA указано, что одной из задач на 2018 год будет мониторинг развития финансовых инноваций, включающих в себя технологию блокчейн и криптовалюты. В 2018 году Китай также намерен стандартизировать меры по регулированию криптовалютного рынка в стране. Кроме того, обсуждение ситуации с криптовалютами, возможно, состоится в ходе Саммита G-20, который пройдет в марте 2018 года в Аргентине. Таким образом, сейчас очевидно, что 2018 год пройдет под знаком регулирования криптовалют во всем мире и, возможно, будет выработана единая позиция по ключевым аспектам правового регулирования.

Правовое регулирование криптовалют в Российской Федерации

Первоначально Банк России отреагировал на распространение в мире криптовалют в 2014 году, выпустив 27.01.2014 информацию «Об использовании при совершении сделок „виртуальных валют“, в частности, Биткойн». Она предостерегает граждан и юридических лиц от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте.

Основные обозначенные Банком России риски: отсутствие обеспечения по виртуальным валютам, отсутствие юридически обязанных по ним субъектов, спекулятивный характер операций, высокий риск потери стоимости, возможность вовлечения, в том числе непреднамеренно, в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, вовлеченность в осуществление сомнительных операций при предоставлении услуг по обмену виртуальных валют.

Аналогичная позиция была изложена в информационном сообщении Росфинмониторинга от 06.02.2014 «Об использовании криптовалют», согласно которому предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, служат следующие факторы: анонимность пользователей, анонимность платежа, отсутствие отчетной документации, возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания.

В качестве дополнительных правовых рисков также указаны: отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра, что влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции; отсутствие возможности реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки, нет гарантий возврата платежа в случае неисполнения обязательств другой стороной.

Впоследствии в 2014–2016 гг. Роскомнадзором на основании судебных решений было заблокировано несколько информационных сайтов, посвященных криптовалютам и технологиям блокчейн. Суд обосновывал решения тем, что информация, распространяемая на подобных сайтах, запрещена в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», где указано, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль и введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Таким образом, нарушение состояло в том, что на сайтах была размещена информация об электронной валюте биткойн — виртуальном средстве платежа и накопления, и посещение сайтов было свободным для всех без исключения граждан.

В сентябре 2017 года сотрудники правоохранительных органов Костромской области и спецслужбы региона задержали трех человек, которые занимались незаконной банковской деятельностью, используя, в частности, площадку для обмена биткойнов. По версии правоохранителей, задержанные оформили более 300 банковских карт и SIM-карт на своих родственников и знакомых, через которые организовали обмен и перевод криптовалюты. Через эти счета и оформленные на подставных лиц учетные записи в интернете они обналичили более 500 млн руб.

Необходимость законодательного закрепления статуса цифровых валют в Российской Федерации назрела уже давно. На сегодняшний момент позиция регулятора сводится к необходимости регулирования рынка цифровых валют, а не к его запрету. 25.01.2018 на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах». Если его примут, он должен будет регулировать отношения, которые возникают при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам. К цифровым финансовым активам закон относит криптовалюту и токен. При этом указано, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Основные положения этого закона:

  • Появление операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми смогут быть только юридические лица, являющиеся брокерами, дилерами, форекс-дилерами, управляющими или организаторами торговли.
  • Установление правил ведения реестра цифровых транзакций.
  • Следующий режим обращения цифровых финансовых активов: владельцы вправе совершать сделки по обмену активов одного вида на активы другого вида и/или обмену активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Кроме того, проект закона содержит подробное регулирование процедуры выпуска токенов. Токен определяется как вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (эмитентами) с целью привлечения финансирования. Напрямую цифровой кошелек смогут открыть только квалифицированные инвесторы. При этом лица, которые не являются квалифицированными инвесторами, смогут приобрести токены одного выпуска на сумму не более 50 000 рублей и получить их только через специальный счёт у оператора обмена цифровыми финансовыми активами. Напрямую цифровой кошелек смогут открыть только квалифицированные инвесторы.

Предполагается такой режим обращения цифровых финансовых активов — владельцы вправе совершать сделки по обмену активов одного вида на активы другого вида и/или обмену активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Также Центробанк РФ разместил на своем официальном сайте документ «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг.». В нем, в частности, отмечено, что скорость технологических изменений требует от регуляторов большей гибкости. А также что своевременное, пропорциональное регулирование будет, с одной стороны, поддерживать стабильность финансовой системы и защищать права потребителей, а с другой — содействовать развитию и внедрению цифровых инноваций.

Согласно описанным в документе планам, в срок до 1 июля 2018 года будет осуществлена проработка и внесение в законодательство Российской Федерации следующих изменений:

  • определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации;
  • установление требований к организации и осуществлению майнинга;
  • регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов.

Следовательно, в Российской Федерации в 2018 году также стоит ожидать появления правового регулирования цифровых валют.