Меню
Меню

Высокодоходные облигации в России

История и особенности отечественного рынка ВДО

Рынок ВДО уже давно и успешно функционирует в США, привлекая инвесторов своей доходностью. Это огромное количество эмитентов и облигаций объёмом более 2 трлн долларов.

С 2017 года рынок ВДО успешно развивается и в России. Но он имеет свои особенности, отличные от американского рынка. В настоящей статье мы рассмотрим их, а также весь сектор российских высокодоходных облигаций.

ВДО не имеют инвестиционного рейтинга. По сути, весь рынок облигаций России, включая еврооблигации, является для инвестора рынком ВДО. Россия имеет пограничный инвестиционный рейтинг, а эмитенты из России не могут иметь рейтинг выше суверенного. Но для российского инвестора, который делает инвестиции в рублях, есть высоконадёжные облигации Минфина РФ, ОФЗ, и облигации крупных компаний, таких как «Газпром», «Лукойл», «Сбербанк», «РЖД». Облигации подобных эмитентов — самые высокодоходные, хотя они и не имеют инвестиционного рейтинга от тройки ведущих мировых агентств.

История ВДО в России

ВДО в России — это облигации, которые имеют большую доходность (премию) к выпускам облигаций именитых эмитентов. Такие выпуски на облигационном рынке в нашей стране были и раньше: их расцвет пришёлся на 2006–2008 годы. Тогда на рынок вышло много малоизвестных компаний с нестандартными условиями размещения. После кризиса 2008 года какие-то выпуски были успешно погашены, что-то ушло в дефолт и прошло реструктуризацию, где-то инвесторы потеряли свои деньги. Но все эти выпуски размещались среди институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании, банки), были специальные мероприятия для привлечения инвесторов; их организаторами выступали крупные игроки на финансовом рынке. Торговля велась на бирже крупными лотами, многие из которых имели рейтинги. Однако это не помогло некоторым выпускам избежать дефолта.

Особенности рынка ВДО России

У среднего и малого бизнеса есть большой спрос на финансирование. Банки могут неохотно давать кредиты, требуя ликвидные залоги или предлагая невыгодные условия по кредитному договору с обременительными условиями — ковенантами. Поэтому первичный спрос был именно от таких эмитентов. Но они не могли пробиться на рынок облигаций, так как организаторам выпуска было невыгодно работать с некрупными компаниями. Минимальная сумма облигационного займа составляла порядка 500 млн рублей, и организатору было сложно продать облигационный выпуск крупным инвесторам, которые требовали гарантий исполнения обязанностей от заёмщика.

С другой стороны, в России после череды банкротств мелких банков появился спрос со стороны частных инвесторов, желающих увеличения доходности по сравнению с имеющейся. Кроме того, данный рынок привлекает тех, кого не устраивает доходность недвижимости, близкая к банковскому депозиту и застывшая в росте стоимости. Инвесторам стал необходим простой и понятный инструмент, а, главное, эмитент, который готов рассказать о своём бизнесе и сделать его прозрачным для инвестора. Всё это привело к появлению рынка ВДО в России в его сегодняшнем виде.

Отличие рынка ВДО России от США в том, что на нашем рынке покупателями таких облигаций выступают мелкие частные инвесторы. Крупные институциональные инвесторы обходят ВДО стороной.

Критерии отнесения облигаций к ВДО
  1. Большая доходность: ставка купона более 12% годовых. Для сравнения, ключевая ставка ЦБ РФ составляет 4,25%.

  2. Как правило, более частая выплата купона и возможность амортизации (погашения основного долга).

  3. Объём обращения облигаций на одного эмитента не более 1 млрд рублей.

  4. Отсутствие рейтинга от рейтинговых агентств.

  5. У эмитента нет лимитов на получение банковского кредита — он не может или не хочет получать кредит в банке.

  6. Размещение происходит среди частных инвесторов. Эмитент, как правило, предлагает услуги или товары физическим лицам.

  7. Инвесторы могут получать оперативную информацию по финансовому состоянию эмитента от него самого.
Коммерческие и биржевые облигации

ВДО выпускаются в виде биржевых или коммерческих облигаций (Федеральный закон 39-ФЗ от 22.04.1996 года «О рынке ценных бумаг»). Данные облигации имеют упрощённую процедуру регистрации: биржевые регистрируются самой биржей, а коммерческие — НРД. У этих облигаций нет залога, и выплаты по ним осуществляются исключительно денежными средствами.

В 2014 году законодательно введено понятие коммерческих облигаций, которые размещаются по закрытой подписке и не торгуются на бирже. Требований к коммерческим облигациям ещё меньше, чем к биржевым, а доходность по ним больше. По коммерческим облигациям нет рекламы, как правило, их размещает организатор выпуска среди «своих» клиентов. Размеры выпуска коммерческих облигаций небольшие — от 15 до 50 млн рублей.

Первый выпуск коммерческих облигаций был проведён в 2017 году. Эмитентом являлась сеть ломбардов «Ломбард-Мастер».

Организатор выпуска облигаций

Организатор выпуска — это коммерческая организация, которая берёт на себя разработку проспекта эмиссии, оценку эмитента, рекламу и привлечение инвесторов. Организатор играет важную роль: от его компетентности зависит, окажется ли эмитент хорошим для инвестора в дальнейшем. Организатор является связующим звеном между инвесторами и эмитентом. Его задача — отобрать достойных эмитентов для организации выпуска облигаций.

Требования к эмитенту ВДО
  • Растущий бизнес, действующий не менее трёх лет.

  • Чёткая стратегия работы и развития в своём сегменте рынка.

  • Прозрачная структура владения бизнесом.

  • Профессиональная команда, которая может обеспечить рост бизнеса на протяжении длительного времени.
Чем ВДО привлекают частных инвесторов?

Не только повышенный процент по купону привлекает инвестора. Так как эмитент не имеет рейтинга, некого знака качества своих обязательств, он всячески улучшает параметры облигационного займа. Эмитент предлагает частые выплаты купона, например, каждый месяц. Дополнительно он может предложить амортизацию облигации — периодическую выплату части основного долга. В проспект эмиссии могут быть внесены ковенанты (условия), при которых эмитент досрочно погашает облигационный заём. Это может быть нарушение сроков публикации отчётности, нецелевое использование средств займа, рост долговой нагрузки и так далее. Такие ковенанты делают инвестиции в ВДО привлекательными и защищают интересы инвесторов.

Эмитент может информировать инвесторов о своей текущей хозяйственной деятельности. Как правило, эмитенты — это компании сектора B2C, которые работают на рынке физических лиц. Инвесторы — физические лица, которые могут оценить продукт или услугу компании, это даёт им понимание того, что делает эмитент.

Рынок ВДО в России — молодой и растущий, и его перспективы весьма благоприятны. На этот рынок возможен выход крупных участников как со стороны эмитентов, так и со стороны институциональных инвесторов. Большая доходность вкупе с открытостью эмитентов ещё долго будет привлекательна для инвестиций. А снижение доходности прочих инвестиций будет вызывать интерес новых заёмщиков, более надёжных и перспективных.

__

Теория теорией, но, чтобы стать настоящим профи, нужно практиковаться. Начните сейчас — откройте торговый счёт в «Открытие Брокер». А с программой лояльности O. InveStore! вы можете получать бонусы и кэшбек за торговлю на бирже!

Больше интересных материалов