Меню
Меню

Tesla – пузырь или нет?

Размышления о том, стоит ли покупать эти акции
Алексей Шемякин
Частный инвестор

Компания «Тесла» в последнее время наделала немало шуму. Ещё бы! Цена акции каждый день обновляет исторические максимумы, а с начала года выросла более чем в четыре раза — просто фантастический рост! Не удивительно, что находится много желающих обладать этой ценной бумагой. Кто-то из великих инвесторов писал: «Компания может быть хороша для менеджмента, для правительства, для работников, для журналистов, но не для акционеров». Давайте разберёмся подробнее, действительно ли компания так хороша, как котировки её акций. Оценивать Tesla можно с двух сторон — как производителя автомобилей и как технологическую компанию.

Tesla — производитель современных электромобилей

Tesla — вполне высокотехнологичный производитель электромобилей. Благодаря Илону Маску начался настоящий электромобильный бум. И «Теслы» вполне имеют свою рыночную нишу и даже могут успешно конкурировать с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Однако компания Илона Маска стоит дороже Toyota, Volkswagen, Audi, Daimler, Ferrari вместе взятых! Стоимость компании явно не соответствует её производственным мощностям — не выпускает она столько автомобилей, как именитые производители, и не настолько они дорогие, как в случае Ferrari.

Однако если компания хороша, то инвесторы могут покупать её акции «под будущие прибыли», то есть по более высоким мультипликаторам в расчёте на то, что эмитент будет развиваться и в будущем оправдает текущую цену покупки. Но давайте посмотрим, насколько реальны эти оценки.
Возьмём для сравнения Toyota как самого дорогого (в смысле рыночной капитализации) автопроизводителя после Tesla.

Рис. 1. Источник: https://companiesmarketcap. com/automakers/largest-automakers-by-market-cap/

Оценим, насколько оптимистичны ожидания инвесторов при текущих котировках Tesla. Продажи Toyota за 2019 год составили 26,8 трлн йен, или примерно 255 млрд долл. Чистая прибыль — 24 млрд долл.

У Tesla за 2019 год выручка была 24 млрд долл., чистой прибыли не было. За шесть месяцев 2020 года выручка выросла на 20% по сравнению с полугодием в 2019 году. Если предположить, что выручка Tesla будет расти постоянно на 20%, то через 13 лет она догонит Toyota по объёмам продаж. Можно предположить и более фантастический сценарий, что Tesla будет удваивать выручку каждый год, тогда она «догонит» Toyota за три-четыре года. Но кратный рост выручки не происходит просто так, желательно, чтобы он подкреплялся соответствующими объёмами производства. То есть инвесторы предполагают, что Tesla в ближайшие годы увеличит производство автомобилей в десять раз?

Однако мало увеличить производство, надо ещё продать всё то, что было произведено. А конкуренты не будут сидеть сложа руки и смотреть, как у них «отъедают» рынки, и наверняка найдут, что предложить потребителю. Поэтому Tesla придётся очень постараться, чтобы превзойти Toyota по объёмам продаж. В итоге приходим к выводу, что как автопроизводитель Tesla оценена слишком оптимистично.

Tesla — технологическая компания и должна оцениваться соответствующим образом

При этом обычно приводят пример Apple как самой дорогой, технологичной и инновационной компании. Чистая прибыль Apple в 2019 г. составила примерно 60 млрд долл. По итогам 2020 г. будет примерно столько же. Стоит компания около 2 трлн долл., то есть торгуется примерно за 30 годовых прибылей. Это несколько выше среднего по рынку — средний P/E для США равен 20–25. Tesla стоит 464 млрд. Для P/E равного 30 чистая прибыль должна быть примерно 15 млрд долл. По итогам шести месяцев 2020 г. Tesla показала 120 млн долл. чистой прибыли. Предположим, что до конца года она удвоится и составит 240 млн. Чтобы выйти на уровень 15 млрд долл., чистая прибыль должна увеличиться в 62 раза. Представим, что компании получится удваивать её каждый год. В этом случае понадобится восемь лет, чтобы компания пришла к мультипликаторам, по которым торгуется Apple.

Само по себе удвоение прибыли не является нереальным: совместно с бурным ростом выручки и оптимизацией трат вполне можно этого добиться. Может быть Tesla даже получится так поступать в течение нескольких лет. Но удваивать прибыль в течение восьми лет подряд — это похоже на выигрыш суперприза в лотерею. При этом конкуренты не дремлют, а технологии в наши дни легко и быстро копируются. Конечно, можно парировать, что свои технологии нужно защищать патентами. Однако это вряд ли поможет. В своё время был крупный судебный патентный спор между Samsung и Apple. Кажется, компания Apple даже выиграла, но это мало помогло. По итогам 2019 г. доля смартфонов Samsung была около 22%, в то время как iPhone — около 14%.

Если бы Tesla работала на пустом рынке, тогда, конечно, увеличить прибыль в 62 раза в течение восьми лет было бы вполне реально. Но в высокотехнологичном информатизированном мире такой сценарий выглядит фантастичным. В итоге получаем, что как технологическая компания Tesla оценена слишком оптимистично.

Вполне может быть, что сама по себе Tesla — компания неплохая и выпускает достойные автомобили. Вероятно, Илон Маск на платформе своей компании придумает и реализует очередную инновацию, до которой не догадались остальные автопроизводители. Однако вам как акционерам надо понимать, какую можно получить отдачу на вложенные средства. Можно покупать акции по высоким мультипликаторам, если у компании есть будущее. При этом мультипликаторы всё равно должны находиться в разумных пределах, а Tesla в настоящее время торгуется с P/E около 2000.

--

Напоминаем, что для вашего удобства мы еженедельно собираем эту и другие статьи в один большой дайджест – вы сразу выбираете нужное и отсекаете лишнее. Чтобы получать такую рассылку еженедельно, просто подпишитесь на неё внизу страницы.

Больше интересных материалов